Saturday, February 28, 2009

Мировой кризис. И как он заметен в Ванкувере, Канада.

Один из самых частых вопросов, которые мне задают знакомые и друзья из России в последнее время - это заметен ли мировой финансовый кризис в Канаде, и на сколько он тут серьезный?!

Я, как человек, который совершенно не вникает в политику и экономику (так как жить без них на много проще - чтобы там не происходило, все равно надо жить), постараюсь описать тут свою точу зрения, ни в коей мере не претендующую на описание полного состояния экономики Канады :) Это просто мои наблюдения и то, что вокруг меня, одного человечка, тут происходит. Напоминаю, что я работаю в розничных продажах в магазине, а мой муж в строительстве на укладке паркета.

Еще до нового года, когда кризис уже не на шутку разыгрался в России, я всем говорила, что у нас тут кризисом и не пахнет, но ходят слухи, что он придет к весне.

И вот пришла весна, и кризис, как и обещал, тоже пришел! На самом деле, мы его ощутили еще в феврале (но у нас это была уже почти весна, так как погода весь февраль была солнечной и теплой). Но обо всем по порядку!

Недавно мне написал мой хороший друг из России, который увлекается чтением экономических новостей. Он мне написал следующее, цитирую:

"Канада - единственная западная страна, которой не потребовалось государственных вливаний в банковский сектор". Это премьер-министр сказал. Ну и вообще - спад ВВП у Канады начался, похоже, позже всех тоже. Только в 4 квартале 2008 года.
Так вот, в конце 2008 года криза у нас никакого не было, так как, чтобы там не происходило во всем мире, но народу нужно было радовать себя и родных на Новый год и Рождество подарками. О том, какое сумасшествие творилось в магазинах в это время, я писала тут. После Нового года, как и ожидалось, в магазине стало пустынно. Но это никого не удивляло, так как это нормальное состояние для всех магазинов после праздников. Покупатель перенасыщен товаром и ему нужно "перевести дух" :)

Но время шло, и ситуация особо не менялась, и вот уже наступил февраль. Мы шлялись в магазине в поисках того, что можно было бы сделать, и как можно было бы убить время. Когда в магазин не приходят покупатели, то без общения с ними рабочая смена из 8 часов превращается во все 20, и кажется, что она никогда не закончится...

Мои сотрудники начали шутить о том, что если вы встретите в магазине хоть одного человека, то с вероятностью в 99% это будет ваш же сотрудник, безнадежно ищущий, как и вы, хоть 1 покупателя, которому нужно ну хоть в чем-то помочь :)

Шутки шутками, но все понимали, что если деньги не идут в магазин, то это хорошим не закончится. Вопрос о том, что может случится с магазинами Staples во время рецессии, задавали многие. На это менеджеры отвечали, что ничего не случится с персоналом, может быть, просто не будут открываться новые магазины Staples. Ничего смертельного не случилось, однако...

Одной девушке, работающей уже 7 лет консультантом в отделе мебели, деликатно намекнули, что не могут больше ей платить такую большую зарплату и предлагают, либо ее уменьшить, либо попробовать перейти в другой магазин Staples в Коквитлеме (другой пригород Ванкувера). Она выбрала второй вариант, так как не хотела идти на меньшую зарплату. Другую девушку, у которой очень не вовремя закончился испытательный срок, так и не взяли на работу, сообщив, что она не оправдала их ожиданий, хотя она была удивительным человечком. Менеджменту просто не нужны были еще люди в тот момент, когда в магазине почти нет покупателей, а этого сотрудника было просто уволить, так как он еще не на постоянной основе. Остальные все остались на своих местах, но менеджмент стал сокращать часы работы для всех сотрудников. А оплата в розничных прдажах обычно почасовая. Так, вместо 40 часов в неделю, многие стали получать 34-27 рабочих часов. Минимальное количество часов, которые должны давать работающим на постоянной основе на полный рабочий день - это 32 часа.

У меня было пару недель, когда мне давали самый минимум - 32 часа, что на 8 часов меньше каждую неделю. А это, фактически, целый рабочий день. Отсюда, все стали получать меньшую зарплату. Если бы не квартальные бонусы в феврале, то многим бы их зарплата точно не понравилась бы :)

В середине марта народ вроде бы стал потихонечку в магазин приходить, нам стали давать побольше рабочих часов. Но ребята, которые работали в прошлом году в это же время года, говорят о том, что заметили снижение покупательской способности в этом году. Вот вам и один из важных признаков для начала.

Теперь посмотрим, что творится на строительных объектах. По многим слухам многие строительные объекты сейчас замораживаются из-за недостатка финансирования, новые не начинаются. Говорят, что стройка - это одно из самых уязвимых в этот кризис направлений. Те, кто смотрят новости, сообщают, что многие строители в Канаде остались без работы. Сейчас работают лишь те, кто не просит слишком много денег для свои услуги.

У моего мужа пока что очень и очень много работы. Они до сих пор иногда даже по субботам работают с напарником. Я понимаю, что это связано с тем, что они работают не по очень высоким расценкам на рынке. Более того, так как они работают вдвоем, у них есть преимущество в скорости перед другими профессионалами, кто бы сделал этот же объект за те же деньги, но медленнее.

Мой муж говорит, что он видит на стройке многих ребят, которые оказались без работы или спустились на меньший заработок или даже на менее квалифицированную работу.

Все чаще на объектах Саша с напарником работает еще с одним русским парнем, который раньше занимался только своим независимым бизнесом (тоже паркет, но установка только для частников). Теперь у него стало значительно меньше заказов, и он не гнушается поработать и с ребятами, чтобы заработать меньше, но хоть что-то.

В общем, в этой ситуации с работой будут только те, кто сможет быстро и не так дорого выполнять заказы. Сейчас стало гораздо меньше объектов. Если раньше за профессионалами все бегали, а они важно назначали время, когда им будет удобно положить паркет, то теперь профессионалы бегают за заказчиками.

Как видите, это не самое лучшее время, чтобы сейчас начинать работать независимо - удержаться бы на плаву. Хотя мы тут уже все же купили приличное количество инструмента и задумались над созданием сайта и подачей рекламы в разные источники. Конкуренция за безденежного (или экономящего деньги) заказчика сейчас стала несомненно выше.

И что же никого совсем не увольняют и не сокращают? В нашем ближайшем окружении сокращение или увольнение никого не коснулось. Однако, я слышу от друзей, знакомых о том, что это коснулось их знакомых или друзей.

Однако, никто, думаю, что на улице не остался. Для тех, кого увольняют с постоянной работы, тут предусмотрено пособие по безработице, которое составляет вроде бы от 55 до 70 процентов от вашей заработной платы (точных данных не знаю). Мне недавно сообщила знакомая (которую типа "сократили" на самом деле под плановое закрытие фирмы), что канадское правительство в помощь населению в этот сложный период решило расширить срок выплаты этого пособие после потери работы. Еще раз говорю, что близких знакомых и друзей никакие сокращения не коснулись.

Цены на продукты, да и на все остальное у нас не повысились. Я не заметила никакого изменения. Никакого резкого падения доллара нет. Банки функционируют. И вообще, никакой паники среди населения нет. Многие, кто не смотрят телевизор, скорее не знают, что мировой финансовый кризис затронул и Канаду.

Я не знаю, что там происходит на восточном побережье Канады, но и тут и там, говорят, что одни из самых уязвимых отраслей оказались розничные магазины, строительство и IT.

В соседней провинции Альберте народ взвыл, так как работы там не стало. Я думаю, что в их понимании нет работы, это когда тебя не берут тут же с руками и ногами, как там было раньше, и некому было работать :))) Нефть из нефтяных песков стало уже невыгодно добывать из-за резко упавшей цены на нефть, поэтому больших денег там сейчас тоже нет. Говорят, что сокращения там идут на много живее, чем в Британской Колумбии (когда я упоминаю слова "говорят", я ссылаюсь на слова моих многочисленных знакомых и друзей, которые живут также и в Альберте). Услышав про ситуацию в Альберте, мы еще раз с Сашей подумали, что как правильно, что мы решили все же лететь в Ванкувер, а не в Калгари. Здесь и без денег можно радоваться хотя бы окружающими красотами. Чтобы не отдаляться от темы, вернемся к кризису.

Так вот, собственно. Сейчас самое неудачно время искать новую работу. И, действительно, тяжело тем, кто недавно приехал, так как они сейчас конкурируют с теми канадцами, которых недавно сократили. А вакансий стало значительно меньше, так как мало какие компании сейчас занимаются расширением бизнеса. Иммигрантам всегда было сложно найти работу и конкурировать с местными, но сейчас это еще усложняется нездоровой экономической ситуацией.

Из положительно - цены на недвижимость, как и во всем мире, в Ванкувере поползли вниз и, простой народ сейчас уже начала шевелиться и покупать жилье (так как также и процентные ставки очень низки - 3,5-4,5%). Говорят, цены упали уже в среднем на 10%, и в будущем если и будет рост, то уже много лет не будет резкого повышения. Агенты говорят, что, вероятнее всего, кончились времена зарабатывания денег на вложении денег в недвижимость и ее последующей перепродажи.

Какую еще можно извлечь выгоду из мирового финансового кризиса?!! Не было лучше времени, чтобы пойти учиться или заняться семьей, родить, растить детей! В мире всегда то экономический рост, то экономический спад. И только во время спада мы можем очнуться от гонки за бесконечными заработками и увидеть, что-то, на что не было раньше времени.

А я иду учиться - решено!

Обо всем остальном в новых сериях :)
Всем огромный привет!

12 comments:

everyday said...

Приятно написали про этот долбаный кр..с, сплошная кризисная чернуха в газетах жутко надоела уже.

Madeleine said...

Спасибо Вам за замечательные заметки, читаю с самого Вашего приезда в Ванкувер, очень-очень помогают не падать духом и продолжать двигаться к цели. А куда собираетесь пойти учиться, если не секрет:) (Я вот присматриваюсь пока к Сapilano)

Nataly said...

Елен, а народ в Калгарях не говорит. что у них особо плохо (вон. на Вики-тревел все время обсуждается)...
А вы - молодцы!)))

freesunny said...

Марина, про учебу вскоре напишу.

Наташа, я же и говорю... В Альберте, типа, кризис настал :))) Они просто привыкли, что у них всегда было много работы. А теперь у них, может быть, рынок труда опустился до уровня Ванкувера, где с работой всегда было не очень, но люди все же ее находили!

А про наше отношение к Калгари. Я просто рада, что мы туда не поехали, так как легкий поиск работы и большие заработки там на первое время - это были основные причины, почему мы сперва хотели туда ехать. Теперь когда эти условия ухудшились, наш выбор Ванкувера становится все еще больше оправданным.

freesunny said...

Таня писала, но не в тот пост закинула, поэтому дублирую ее комментарий тут:

Привет, Еленка!
очень познавательны заметки...по Вану)) интересно и самое главное, здорово, что все это Вам нарвится)) я рада. НО! в заметках по кризису, по Альберте, у Вас очень односторонняя информация. У меня там ОЧЕНь много друзей, более того, мои родители - граждане Канады. В альберте как было много работы, так и есть. Зарплаты остались прежними, бонусы замечательны. Все хорошо. Да, на нефть есть понижения, но мои близкие, которые НЕПОСРЕДСТВЕННО работают в нефтянной области, ничего не потеряли, заказов много, и работают так же по выходным. Да, кстати, если выходят на работу в выходные ЗП увеличивают вдвое. Да еще. Калгари не менее красивейшее место! И там достаточно много завораживающих мест. Я очень хочу пожелать Вашим знакомых удачи, если у них что-либо не складывается, не думаю, что нужно все это складывать на «плечи кризиса». Обычно это делается в России. Удачи !.
С уважением, Таня

freesunny said...

Еще один комментарий от мой знакомой живущей в Калгари:

Пособие по безработице 55% от зарплаты и не больше 1400 канадских долларов, не важно 3000 или 5000 в месяц ты получал. Еще зависит, сколько ты имплоймент иншуранс выплачивал по времени..И с этого еще потом налоги надо платить.

freesunny said...

Таня, отвечаю на ваш комментарий.

Я ни в коем случае не хочу ничего плохого о Калгари написать. Мы вообще-то в этот город все 3 года перед отъездом в Канаду сперва и собирались :), но потом поменяли решение. Поэтому я знаю, какие там есть красоты с разных сторон. Они другие.

По поводу изменения ситуации с работой я говорила про отзывы моих знакомых там. А именно даже в государственных учереждениях, как мне сообщили, сокращают контрактников. Что же касается первых простых работ в магазинах и прочее, тех на которые часто идут только приезжие, так вот их стало значительно меньше. Об этом мне сообщили ребята, которые там уже год и все еще ищут и такие работы тоже. А я именно и говорила, что раньше, там на таких работах и платили значительно болльше и с руками отрывали, так как работать было некому.

Сейчас же просто рабочих мест стало меньше. Но как я и говорила, что для Калгари мало, для Ванкувера норма :)

Anonymous said...

Здравствуйте, еще одно спасибо за ваши заметки. Недавно прочел на на мейле - "Британский журнал The Economist подготовил рейтинг городов мира с точки зрения их пригодности и удобства для жизни. Лидером рейтинга снова признан канадский Ванкувер...Ванкувер очень хорош почти во всех категориях, — заявил РБК daily эксперт EIU Джон Коупстейк. — Конечно, есть мелкая преступность, как и в любом большом городе, но уровень ее невысок». Однако мы собираемся в августе все-таки в Калгари:)

Alex said...

Калгари - хороший выбор!
Мы тоже туда хотели, но передумали.
Нефть дорожает, провинция будет подниматься. Летом в Калгари жарко, зимой очень холодно, одним словом Калгари - город контрастов.
Многим это нравится.

Anonymous said...

А как Вы считаете, когда кризис кончится?

freesunny said...

Ну вопрос не совсем по адресу :) Я не очень хороший экономист и предсказыватель событий. В нашем доме не читаются газеты и не включается телевизор. Просто потому что на это все нет времени.

Но по слухам, которые я слышала через людей, в середине июля в Канаде кто-то где-то объявил, что было достигнуто дно и сейчас экономика стала подниматься. Знакомый финансовый специалист сказал, что уже с начала лета стал наблюдается подъем на рынке акций.

Я тут кризиса такого страшного, как описывают друзья в России, вообще не заметила. Цены не поднимались, только с работой были большие напряги, сейчас их нет. Вроде бы с осени трудовой рынок оживился, но я не могу сравнивать с прошлым годом, так как не слежу за экономической статистикой.

Anonymous said...

Спасибо за ответ!