Tuesday, May 05, 2009

5 мая. По дороге школьной долго ты пройдешь, а там пути...

Долгожданная заметка о том, куда же я решила идти учиться... Начнем с моих детских стихов:

Месяц как денек летит,
Летит лето, летит год.
Все сильней душа болит,
Что приносит поворот?
По дороге школьной долго
Ты пройдешь, а там пути...
Разобраться надо толком,
А теперь куда идти?

И куда же у нас народ идет после школы? Кто-нибудь может сказать, что выбрал после школы то направление, куда хотел идти и мечтал об этом?

Мне было до последнего момента непонятно, куда я именно хочу пойти. Мне на тот момент надоело уже программирование, которым я с 8 лет занималась. Только-только Интернет входил в массы и для меня новое модное слово "телекоммуникации" казалось безумно интересным...

Но в институт телекоммуникаций Бонч Бруевича я так и не пошла, так как на семейном совете было решено, что обучение в Санкт-Петербургском Государственном Университете будет значительно солиднее... Так я, и многие мои одноклассники оказались на физическом факультете СПбГУ, потому что наш класс с углубленным изучением физики и математики в обязательном порядке сдавал весенние вступительные экзамены в ВУЗ, и они засчитывались, как выпускные в школе... Более того, наш учитель физики, который сам заканчивал физфак, хорошенько вдохновил всех нас на то, что учиться на физфаке интересно и весело!

Примерно также потом было выбрано направление специализации... На втором курсе нужно было определиться, на какую кафедру ты хочешь идти специализироваться дальше. Решение было более, чем непростым, так как среди той дремучей фундаментальной теории, которую мы изучали, нужно было выявить хоть какую-то прикладную составляющую, применимую к реальной жизни, и понять для себя, хочу ли я двигать науку в этом направлении или нет!? В общем, на тот момент, мой замечательный друг, Димка, изрек еще более замечательную мысль - мы идем учиться на кафедру Оптики к Сан Санычу Пастору. На мой вопрос "а почему туда и к нему?" был получен гениальный ответ (который я никогда не забуду): "Да, потому что он классно играет на гитаре, и вообще, он - замечательный человек!". И могу сказать, что мы не промахнулись! Все было, действительно, классно, не считая того, что мне на протяжении всего обучения хотелось понять, как все то, что мы изучаем можно применить в реальной жизни??!

Так прошел бакалавриат, потом магистратура... Но уже на 5 году обучения было понятно, что пара идти работать! Куда? Конечно же в телекоммуникации! Меня так до сих пор и манило это слово. Даже магистерская была написана по этой тематике. Поэтому поиск работы был сосредоточен на телекоммуникационных компаниях Питера. И чем это все закончилось?

Полтора года специалистом в отделе маркетинга в телекоммуникационной компании, в основном, развитие Интернет сайта компании. Потом, другие полтора года менеджером в отделе маркетинга в другой телекоммуникационной компании. Потом переход совсем в другую степь и занятие развитием бизнес направления в России большой международной компании...

Так... А причем тут была физика? Да, кто его теперь знает?! Просто было интересно учиться! Зря потраченное время? Нет, что не случается, все к лучшему - у меня такая позиция в жизни. Университет мне очень многое дал. Все равно, видимо, тогда просто не было понимания, что хочу делать в будущем.

Мне интересно, а многие ли идут осознанно в университет после школы и многие ли потом по специальности потом работают? Мне кажется, таких не много. Здесь в Канаде, позиция более правильная. После школы в университет не спешат, человек должен созреть, вот когда поймет, что хочет, тогда и выбирает направление. Тут просто вступительные требования опираются на твои оценки из школы, вступительных экзаменов нет, поэтому нет и боязни, что ты после школы все забудешь, если сразу не запрыгнешь в университет.

В общем, к чему я это все... Я к тому, что еще до приезда в Канаду я решила, что в этой стране я хочу получить образование и еще в России откладывала деньги на учебу. Но на сей раз я хотела сделать обдуманный и осознанный выбор профессии. Но даже имея рабочий опыт за плечами, это оказалось не так уж и просто!

Где-то это уже было...

Все сильней душа болит,
Что приносит поворот?
........
Ты пройдешь, а там пути...
Разобраться надо толком,
А теперь куда идти?


Вот примерно такое же состояние было у меня до приезда сюда. И чем ближе приближалась дата отъезда, тем больше я не находила себе покоя, думая о том, что я не могу понять и принять это важное решения, куда нужно идти, в каком направлении двигаться. Мне все советовали расслабиться, приехать, осмотреться, и решить на месте.

Тот, кто когда-то иммигрировал в другую страну, может представить, сколько проблем и забот на тебя наваливается, когда ты только приезжаешь. Всем остальным остается только догадываться, что может испытывать здесь иммигрант, который должен найти себя самого и профессию, в которой он здесь будет работать. Конечно же, много народу приезжает сюда с железной профессией, которой он и хотел бы продолжать заниматься. Если только это не программирование или техподдержка, то чаще всего без дополнительного образования в местных учебных заведениях не обойтись. Итак, раньше сядешь - раньше выйдешь. Значит, надо идти учиться! Обучение кроме необходимого здесь местного признанного образования также заставляет вас использовать английский язык в гораздо больших объемах, так как надо много читать, писать и говорить. Постоянное общение с сокурсниками добавляет к языку местные выражения. Признаюсь честно, развитие английского идет очень медленно, и это будет очень большой толчок. Поэтому в идеи идти учиться одни только плюсы. Эх, еще бы понять, куда идти, на какого, и вообще, буду ли я кому-то после своего образования нужен?!

Я где-то уже раньше на этом блоге писала, что у разных людей на эти поиски может уйти разное время, и на это уходит довольно много времени. Поверьте, процесс определения довольно мучительный. Когда в жизни все идет по накатанной, и ты не задаешь себе таких вопросов, как: а собственно, что я тут вообще делаю? и в каком направлении дальше двигаться? жить на много проще.


Так вот, моя длинная дорога привела меня в BCIT (British Columbia Institute of Technology). Еще до приезда я знала, что хочу идти учится в это учебное заведение, поэтому мы старались снять жилье недалеко от него. Так и получилось.

Почему туда? Теории в моей жизни мне уже хватило. К сожалению, университетское образование даже здесь несет в себе слишком много теории, которую ты потом не можешь применить на практике. BCIT, это учебное заведение по нашим российским понятиям считается колледжем или даже, скорее, ПТУ, где очень хорошо обучают студентов и подготавливают специалистов, которые сразу же готовы к работе. Такой хороший результат достигается за счет акцентирования внимания на прикладной части, изучения множества примеров и постоянной практики. Так сказать, молодые бойцы выходят из BCIT и готовы к бою. Поэтому здесь часто заканчивают BCIT даже после университетского образования, и у выпускников BCIT обычно очень хорошие шансы найти работу.

Мне также очень понравился еще такой подход к обучению в Школе Бизнеса этого института. Здесь обучение часто содержит в себе проекты, для которых студенты делятся на группы. Каждой группе поручается завершить проект. На протяжении проекта, студенты должны разделять обязанности, устанавливать дедлайны (сроки по этапам выполнения проекта), уметь обсуждать совместно, придумывать идеи и приходить к единому мнению, уметь работать в команде. Так задумано, что один человек из команды не в состоянии успеть сделать проект в намеченный срок. Студенты также должны подготовить профессиональный доклад о проделанной работе, используя полученные знания по оформлению официальной документации и возможности офисного программного обеспечения. Вы только подумайте, какие важные качества, требуемые для работы, развиваются у студентов. Это именно то, что ищет большинство работодателей!

У обучения в BCIT есть также и минусы. Прежде всего - это очень большая нагрузка, которая почти не позволяет студенту заниматься чем-либо еще кроме учебы. Все свободное время обычно уходит на домашнюю работу и работу над проектами. Мне многие говорили о том, что совмещать учебу даже с работой на частичной занятости почти что не реально.

...
По дороге школьной долго
Ты пройдешь, а там пути...

Дорога в институт вниз с горы пешим прогулочным шагом занимает у меня 25 минут. Это 5 минут на автобусе. Но в солнечную погоду я просто наслаждаюсь этой прогулкой.

Идти вдоль очень загруженной по здешним меркам дороге Willington Avene совсем не противно. Многим с трудом поверится, что я уже забыла, как пахнут выхлопные газы. Более того, когда идешь вниз с горы, то открывается чудесный вид на горы. Это фотографии, сделанные в феврале, в том месяце, когда я пошла в BCIT на день открытых дверей.

А вот гранитная плита.
... и указатели. Так и приходит в голову. "Налево пойдешь...., направо пойдешь..."

И я пошла на презентацию в Школу Бизнеса... После университета, чем бы я не занималась все было связано с бизнесом, его продвижением, развитием. Эта тема вместе с такими направлениями, как информатизация, оптимизация и автоматизация бизнес процессов, бизнес анализ и консалтинг, меня очень интересовали.

Оказавшись в стенах института, я помню как меня посетило чувство ностальгии и какая-то искренняя радость за тех молодых ребят, которых я там увидела. Вот, у них сейчас это беззаботное время. У них еще нет семей и тех забот, которые у нас. А также я подумала, как здорово, окунуться в этот мир знаний. И мне, ведь действительно очень хочется учиться!

Когда я вошла в одно из центральных зданий, я увидела большой холл, и повсюду студенты сидели со своими ноутбуками, обедали и либо обсуждали какие-нибудь проекты, либо просто болтались в Интернете. По всему институту (около 10 зданий только в Бернаби) работает беспроводная сеть, доступ для студентов в Интернет бесплатный. Компьютеризация студентов здесь удивляет до тех пор, пока ты не узнаешь, что без использования Интернета ты не можешь даже зарегистрироваться на курс. Расписание лекций есть в интернете, и даже расписание и занятость преподавателей вывешено в Интернет. При подписке к любому курсу через внутренний портал, у студентов появляется автоматически список всех электронных адресов студентов, которые занимаются по тому же курсу. Преподаватель через эту внутреннюю систему может отсылать дополнительную документацию, домашнее задание, уведомления о переносе или изменениях класса. Там же он может прикреплять файлы с изученным на лекции материалом, так что студенты, подписанные на этот курс, имеют возможность получить электронные копии информационных материалов. Многие курсы имеют лаборатории, которые ты можешь делать только в Интернете. Преподаватель может видеть результаты твоих тестов.

В общем, у меня создалось впечатление, что все сделано именно так, чтобы все было как можно проще и удобней. Еще давно я думала, почему у нас нет таких удобных интерактивных систем, я представляла какими они должны быть. Здесь все это уже реализовано.

А это, познакомьтесь, забота о желудках студентов. Вдоль стены в холле прикреплены микроволновые печи, в которых все могут подогревать принесенный с собой обед.

Я могу долго восторгаться всем тем, что меня поразило, но тогда эта заметка никогда не закончится :)

После долгих терзаний, хождения по центрам занятости, разговоров с множеством людей, рисования связей между своими интересами, навыками, качествами характера и возможных профессий, где это все успешно можно применить, было решено идти на программу Operations Management (Управления процессами предприятия). Эта программа, мне кажется, раскрывает все этапы бизнеса и управления предприятием. Там есть и бухгалтерия (включая управленческую бухгалтерию), менеджмент проектов, изучение оптимизации процессов, системный анализ, логистика, значительная IT составляющая + изучение ERP (Enterprise Resource Planning (Система планирования ресурсов предприятия), включая SAP).

Об этой программе я узнала также от своей очень хорошей знакомой из Москвы, Татьяны, которая тоже приехала в Ванкувер и тоже хотела учится в BCIT. Так мы обе заинтересовались в поступлении на эту программу. Продолжительность программы - 2 года, дневное обучение, с сентября по май. Стоимость примерно 2,300 долларов в семестр с учетом всяких сборов, страховок и прочего.

После встречи с руководителем этой программы, было еще раз уяснено, что сертификат IELTS для подтверждения знания английского языка не годится не по причине того, что он истек буквально месяц назад, а потому что он сдан на общий модуль, а не на академический (Как я готовилась и сдавала IELTS читать здесь). Радовало только то, что моя оценка диплома, сделанная еще до приезда в Ванкувер в том же BCIT (ICES), за 225 долларов, хотя бы подтвердит, тот факт, что у меня было достаточно математики и мне не нужно сдавать по ней экзамен. Пока что большей полезности, от этой оценки я не ощутила.

Весь конец марта я провела занимаясь английским языком. Из многочисленных опций подтверждения знания языка, мы решили выбрать сдачу теста в местном колледже VCC (Vancouver Community Collage). Мы зря полагали, что это будет проще и дешевле (90$), так как похоже результаты колледж занижает ввиду того, что этот тест обычно сдается для определения уровня языка для поступления на определенный уровень английского. Таня сдавала английский на неделю раньше меня, и когда я узнала, что она сдала на 153 балла из 200, то мне поплохело. Таня, проучившаяся в лингвистическом университете, работавшая последние лет 5 в международной компании, общаясь только на английском, сдала тест на 8 баллов выше, чем необходимый нам минимум для поступления - 145. Я хочу сказать, что лучше бы я сдавала тест вместе с ней, потому что после того, как я узнала про ее результат, я перенервничала очень сильно. Стресс получила конкретный. Мне страшно вспоминать эту неделю. Я отказалась от всего и даже не поехала с друзьями на горнолыжны курорт Whistler (Вистлер), где будут проходить олимпийские игры будущей зимой. Поехал только Сашка. Ведь от этого экзамена зависело очень многое. Всю неделю я упорно занималась. Мне удалось сдать просто на самый, самый минимум - 145. Все это уже не важно, мы все же набрали минимальные требования, которые были нужны для программы. Но я бы никому не советовала сдавать экзамен в VCC теперь. Я более чем уверена, что академический IELTS (более знакомый нам формат) мы бы сдали на минимально требуемый балл 6.0 без особых напрягов (читайте про формат теста IELTS и мою методику подготовки к нему здесь на блоге).

Я подала все документы и стала ходить на вечерний бесплатный курс по математике для поступающих в Бизнес Школу. Я еще тогда не знала, что мою математику с перезачтенного диплома точно засчитают, но также хотелось выучится английским математическим терминам. Математику стал у нас вести самый настоящий русский преподаватель, чье произношение почти что избавило меня от комплекса неполноценности :) Все же, мне кажется, мое произношение не имеет такого ярко выраженного русского акцента, как у него. Однако же, он работает и все отлично! Математике, товарищи, тут в школе учат совсем иначе. Излишне будет говорить то, что мы с Таней стали почти звездами на этих занятиях, а я даже стала помогать другим разбираться с решениями :) Я была безумно горда собой, когда я из затемненных глубин мозга, изъяв какие-то затуманенные воспоминания, смогла вывести формулы общего решения квадратного уравнения через коэффициенты. Местные даже не знают про ее существование, решают несколько другим способом. Очень приятно, что в BCIT есть такие бесплатные курсы. Экзамен по этому курсу засчитывается как вступительный результат по математике для поступления на программу. На математику я хожу по вечерам вторника и четверга.

Я также, осознавая, какая будет нагрузка осенью, решила взять заранее первый курс по бухгалтерии (вечернее обучение, стоимость курса 449$). Это один из восьми курсов, которые будут читаться с сентября. Сейчас я хожу на него по средам вечером. И что я хочу вам сказать. Я в полнейшем восторге от преподавателя и самого курса! Преподаватель (канадец) умеет вдохновить студентов. Но и строгий тоже, так что не расслабишься. Очень нравится подход к обучению - одни сплошные примеры, типа организации бизнеса, первоначального капитала, затем транзакции, которые были произведены для бизнеса. То есть, изучается в формате довольно приближенном к жизни. Готовим балансы, отчеты. Мне даже кажется стало уже на сколько понятно, как вести учет бухгалтерии своего бизнеса. С курсом также нужно покупать книжки и код для дополнительного образовательного модуля, доступного в Интернете. Я делаю эти все задачки и упражнения с таким удовольствием. Это, действительно, интересно. Одно но - загруз просто колоссальный. Если ты хочешь делать все упражнения и читать еще и толстенную книжку, то можно попрощаться со свободным временем и даже сном.

Именно поэтому я очень редко пишу. Прошу прощения перед всеми, но сейчас я стараюсь избегать новых перегрузок и стрессов. Работать, учиться и делать дела по хозяйству - это непросто, поэтому я отдаю предпочтение сну. У меня столько затей и материалов накопилось. Буду выкладывать по возможности.

Ну и напоследок, вчера пришло письмо от BCIT с поздравлением о зачислении на программу. Ждут от меня подтверждения моего намерения. Это выражается в предварительной оплате (комиссионное обязательство в 200$), которое также является частью твоей оплаты за обучение. Срок на принятие решение - до 13 мая, то есть почти что и думать некогда. В бой, так в бой!

Ну и всем хотелось бы пожелать найти и иметь ясный маяк, к которому плыть, на который ориентироваться. Так важно знать, к чему ты стремишься!
И важно стремиться к лучшему, получая удовольствие от жизни.

Лена.
Post a Comment