Tuesday, April 01, 2014

Клуб ораторского мастерства Тоустмастерс и как он может оказаться полезным иммигранту

Всем привет!!

Я давно обещала читателям этого блога написать про клуб ораторского мастерства Тоустмастерс, какое значение он имеет для меня, и как он может оказаться полезным каждому приезжему иммигранту.

Первый раз о клубе Тоустмастерс мне рассказал наставник (mentor - ментор) из службы поддержки новых иммигрантов Success, куда я ходила на курсы по поиску работы осенью 2008 года. Мы тогда с мужем только приехали в Ванкувер. Было это так давно, что я сейчас уже и не помню имени этого замечательного человека. Но сказал он следующее: "Лена, тебе не надо комплексовать из-за своего английского языка. Я могу без труда понимать все, что ты говоришь. Судя по твоему резюме и уверенности в себе, у тебя тут скоро все наладится. Тебе курсы английского не нужны, тебе нужно просто научиться лучше выражать свои мысли на английском и набраться уверенности в разговорной речи. Тебе просто стоит сходить на встречи в клуб ораторского мастерства Тоустмастерс…"

Я довольно быстро нашла клуб Тоустмастерс в торговом центре Метрополис в Метротауне. Первое посещение клуба в качестве гостя мне очень понравилось. Я сразу же почувствовала себя в кругу очень интересных людей с морем позитивной энергии. К тому же, наблюдая за выступающими людьми в этом клубе, мне показалось, что я просто попала на интересный бесплатный концерт :))

Но так как я нашла первую работу в магазине сразу же после окончания курсов по поиску работы в Success, и эта работа позволяла мне каждый день усовершенствовать свой разговорный язык, я далеко не сразу решила регулярно ходить на занятия в этот клуб. Только, когда через год, я начала учиться в институте BCIT и оказалась в среде, где 90% моих одноклассников были канадцы, я поняла, что мой разговорный английский, может быть, и был нормальным для магазина, но для полноценный учебы и для подготовки множества презентаций мне нужно над ним еще работать и работать…

В BCIT был свой студенческий клуб Тоустмастерс, встречи которого были в 7 утра каждого вторника. Самое сложное было - заставить себя приехать в институт к 7 утра в первый раз. Но после того, как я посетила парочку встреч клуба, встретила там замечательных ребят (которые, кстати, тогда все были коренные канадцы) и заметила, что несмотря на то, что вторник по занятиям был самый загруженный день, утренние встречи в клубе Тоустмастерс здорово поднимали мне настроение и давали мощный заряд положительной энергии и бодрости на весь день! Так начался мой "роман" с Тоустмастерсом и в этой заметке я хочу рассказать про этот клуб и почему встречи этого клуба могут оказаться полезными каждому приезжему иммигранту.

Что из себя представляет встреча участников клуба Тоустмастерс?

Каждая встреча Тоустмастерс обычно очень хорошо организована и проходит по стандартному распорядку. Все участники заранее получают повестку, в которой по минутам расписано, что будет происходить во время встречи, и кто-когда выступает. Этот документ составляет ведущий каждой встречи. Этот человек проводит встречу от начала до конца и представляет каждого выступающего. У каждого участника обычно присвоена какая-то роль на каждую встречу и эти роли чередуются, чтобы у каждого была возможность выполнять разные задачи встречи. Кроме ведущего, на встрече всегда есть хранитель времени, который смотрит на расписание встречи и использует секундомер. Он показывает каждому выступающему цветовые сигналы. Зеленый сигнал означает, что у выступающего обычно осталась 1 минута до конца отведенного времени, желтый - полминуты, красный - время вышло. Когда появляется красный сигнал, и выступающий не заканчивает свое выступление, все знают, что нужно начать аплодировать, тем самым заставить человека остановиться, чтобы не сбиваться с расписания встречи, и дать выступить и другим. Есть также роль ведущего конкурса импровизации. Этот человек задает вопрос и выбирает из участников встречи "жертву", кто должен без подготовки сразу на этот вопрос ответить. Этот ведущий должен подготовить три вопроса для трех разных участников. Конкурс импровизации завершается оценкой всех выступающих, поэтому отдельная роль отводится оценщику конкурса импровизации. Еще один ведущий назначается для того, чтобы представлять ключевых выступающих. Он заранее должен собрать информацию об этих людях и знать о том, о чем они будут говорить, а также этот человек должен хорошо представить каждого. У каждой встречи всегда есть два или три ключевых выступающих. Это участники клуба, которые заранее готовят речь по одному из проектов, описанных в брошюре Тоустмастерс. У каждого ключевого выступающего есть свой оценщик, это другой человек, которого назначают, чтобы он во время выступления записывал и обращал внимания на недочеты или удачные моменты в выступлении и дал свою оценку, критику и похвалу после выступления. На каждой встрече также есть человек, который дает итоговую оценку встречи и также всем тем, кто еще не был оценен кем-либо другим %) Кроме этого, есть еще очень много других ролей! Есть специальная роль для человека, который начинает встречу и напоминает отключить все электронные устройства. Есть человек, который в начале встречи всегда рассказывает какую-то шутку или анекдот. Иногда используют роль Мастера Загадок. Этот человек должен во время встречи записать, кто что говорил и в конце встречи задать несколько вопросов. Таким образом, видно, кто слушал выступления и был самым внимательным. И даже есть роль Грамматиста (Филолога %), который в начале встречи представляет слово дня. Все участники должны стараться, где уместно, вставлять это слово в свои выступления. Если это слово было произнесено, то все стучат по столу, чтобы это было отмечено. На протяжении всей встречи Грамматист записывает, кто сколько раз использовал слово дня и слов паразитов (ммм..эта… а… о..так… и пр.) и в конце зачитывает свой отчет. Тот, кто использовал больше всего слов паразитов за встречу, получает награду - на всю следующую встречу - звание Мастера Слов Паразитов  :)

Встреча клуба обычно начинается с громкого приветствия, веселой шутки и ведущий встречи объявляет тематику встречи и рассказывает небольшую историю, иногда даже из своей жизни, связанную с этой темой. Затем он кратко объясняет повестку дня и роли. Хранитель времени выходит и напоминает правила цветовых сигналов. Грамматист встречи объявляет слово дня и свою роль наблюдателя. Потом начинается очень интересный конкурс импровизации, на котором могут вызвать любого, и нужно за две минуты ответить на вопрос без предварительной подготовки. Оценщик конкурса импровизации дает советы, критику и похвалу каждому выступающему. После этого объявляется короткий перерыв. После перерыва начинаются выступления тех, кто готовил речи заранее. Но до этого ведущий этого раздела встречи должен произнести тост по тематике встречи. Все участники обычно встают и либо пьют принесенные с собой напитки или делают вид, что пьют за этот тост %) После каждого выступления дается оценка, критика и похвала. Когда выступления заканчиваются, начинается время подвести итоги встречи и зачитать отчеты. Хранитель времени докладывает, на сколько каждый участник уложился или, напротив, не использовал отведенное ему время. Грамматист отмечает, кто больше всех использовал слово дня, и кто в этот раз отличился и будет носить звание Мастера Слов Паразитов. Мастер Загадок задает вопросы на внимательность. Все это завершается итоговой оценкой встречи и распределением ролей на следующую встречу.

Как видно из описанного выше, если вы вступите в клуб Тоустмастерс, то скучать вам не придется. В среднем по размеру клубе обычно для каждого члена клуба назначается какая-то роль на каждую встречу, а иногда даже две роли, поэтому вы всегда принимаете активное участие в каждой встрече.

Индивидуальные проекты в клубе Тоустматерс

Для того, чтобы постепенно улучшать самоуверенность в себе и свои навыки ораторского мастерства существует несколько серий проектов, которые любой член клуба должен пройти для завершения каждого уровня. Самый первый уровень в клубе Тоустмастерс называется Competent Communicator (человек, способный эффективно доносить до других людей информацию, мысли и чувства). Ниже приведу список 10 проектов и какие навыки учит каждый из них.

  • Речь №1: The Ice Breaker - Растопи Лед - первая речь, которая помогает установить первый контакт с членами клуба и рассказать о себе.
  • Речь №2: Organize Your Speech — Организуй Свою Речь - речь, которая учит правильно организовать свои мысли и составить план речи со вступлением, основной темой и завершением.
  • Речь №3: Get to the Point — Изложи Главный Смысл - эта речь учит тому, чтобы смысл речи был понятен с самого начала и легко прослеживался в ходе всей речи. 
  • Речь №4: How to Say It — Как Рассказать Об Этом - речь учит подбирать интересные красочные слова, составлять правильную структуру предложений и использовать риторические приемы.
  • Речь №5: Your Body Speaks — Твое Тело Говорит - учит, как налаживать с аудиторией визуальный контакт, добавлять в речь важные жесты, использовать разные выражения лица и менять позы и положения тела. 
  • Речь №6: Vocal Variety —  Голосовое Разнообразие - эта речь учит, как можно оживить любую презентацию вариацей голосов с разными тонами и темпом, а также, как правильно делать паузы.
  • Речь №7: Research Your Topic — Исследуй Свою Тему - этот проект подчеркивает важность подготовки к речи и предварительное изучение информации. Это важно и нужно для того, чтобы можно было добавить в речь важные аргументы и факты.
  • Речь №8: Get Comfortable With Visual Aids — Освойся с Визуальными Средствами - данный проект учит, как во время презентации правильно пользоваться досками, откидными плакатами, слайдам на компьютере или же другими наглядными вспомогательными реквизитами. 
  • Речь №9: Persuade With Power — Эффективное Убеждение - проект, который учит разным способам убеждения и склонения аудитории к твоему мнению.
  • Речь №10: Inspire Your Audience  - Вдохнови Свих Зрителей. Финальный проект, в котором нужно подготовить сильную речь и вдохновить ей свою аудиторию.
Эти проекты учат всем выше перечисленным навыкам, и очень часто участники используют эти проекты для тренировки какой-либо речи или презентации для своей учебы или работы. Например, мне нужно было в BCIT делать презентацию со слайдами перед студентами и я свой проект №8 (Освойся с Визуальными Средствами) сначала репетировала в клубе Тоустмастерс. Получила много хороших отзывов, исправила ошибки и была уже более уверена, когда нужно было делать основную презентацию перед классом.

Если вы сделаете все эти проекты один за другим и будете принимать активное участие в клубе и выполнять задачи в разных ролях, то гарантирую, что ваша уверенность и умение бегло выражать свои мысли на английском языке значительно улучшаться.

Клуб Тоустмастерс - одно из немногих мест в Канаде, где вам честно укажут на недостатки

Канадцы и местная культура сильно отличается от русской. Канадцы обычно очень осторожны в выборе слов и стараются поддержать и не обидеть собеседника. Такое ощущение, что они не могут взять и сказать все как есть, начистоту. Если ты их спрашиваешь, а в каком направлении тебе нужно работать, чтобы стать лучше, то чаще всего услышишь, что у тебя и так все хорошо... Я уже писала, что я даже одну речь в клубе ораторского мастерства составила на тему "Что лучше - сладкая ложь или горькая правда?" Зачитала речь канадцем, они мне после этого долго вопросы задавали на тему культурных различий между нашими странами. Я слышала мнения нескольких иммигрантов, которые сюда приехали с детьми. Они говорили, что детей в школе все время только подбадривают и не указывают особо на их ошибки. А если не знать свои ошибки и недостатки, то как же их вообще можно исправить?

Клуб Тоустмастерс - это пока что единственное место, которое я нашла здесь, где вам честно скажут, что у вас не получается,  и над чем нужно еще работать. В конце каждой речи один из участников вам обязательно даст свою оценку. Эта оценка должна быть построена по схеме "Бутерброда", которая удовлетворяет требованиям мягкой канадской культуры. Смысл метода в том, что оценщик сначала скажет, что ему понравилось в твой речи, потом укажет на недостатки и обязательно закончит на позитивной ноте, снова указав на что-то очень удачное, что он или она заметили в твоей презентации. Вот эта средняя часть "бутерброда" - и есть список недостатков, на которые ты можешь обратить внимание и улучшить свои речи в будущем. Во многих клубах все присутствующие дают дополнительную оценку письменно на маленьких листочках. Я всегда эти листочки подклеивала в брошюру со списком проектов, чтобы остались отзывы от зрителей. В некоторых клубах даже позволяется, чтобы все зрители давали свои устные отзывы после презентации.

Если для вас, как и для меня, важно получать честную прямую оценку, чтобы улучшать свои навыки на будущие, то Тоустмастерс - это то место, где вы, действительно, увидите много возможностей для развития внутреннего потенциала и личностного роста.

Почему полезно каждому иммигранту?

Мне клуб Тоусмастерс помог, прежде всего, улучшить свой английский язык, произношение и уверенность в себе. Но это только самое малое!

Кроме того, в этот клуб часто приходят местные канадцы и другие иммигранты, которые также хотят развить свой внутренний потенциал и улучшить свои навыки общения. Таким образом, вступив в этот клуб, вы гарантировано будете окружены очень замечательными людьми с разными профессиональными взглядами и интересами. Попав в такое окружение, вы сто пудово будете расти среди этих людей и вскоре заметите изменения на своих глазах. Есть такое выражение здесь, что вы являетесь средним между 5 самыми близкими людьми, которые вас окружают. Окружение людей из клуба Тоустмасетрс вас, однозначно, поднимет значительно выше в очень многих отношениях.

Встреча с достойными людьми также очень полезна для того же пресловутого нетворкинга, который так важен в Канаде и в Ванкувере (создания сети социальных и профессиональных контактов).  Эти люди могут помочь с советами, как лучше обустроиться на новом месте, с контактами для работы, и может быть, даже стать вашими друзьями!  

Я ходила в клуб Тоустмастерс, члены которого встречались в обеденный перерыв в здании известной компании МетроВанкувер. Абсолютное большинство членов клуба были сотрудниками этой компании. Приходя на эти встречи, я убедилась, что там работают потрясающие люди, и они мне помогли с организацией нескольких информационных интервью, когда я искала работу.

Когда я устаивалась на работу, я писала в своем резюме, что я член клуба Тоустмастерс. Это указывает на то, что вы разносторонний человек, который заботится о своем саморазвитии и у вас, скорее всего, хороший потенциал для лидерских качеств. А это очень ценится многими работодателями. Кроме этого, директор моего отдела, который проводил со мной второе интервью по устройству на работу, сам оказался бывшим членом клуба Тоустмастерс и признался мне, что этот клуб ему очень помог в его карьере и его навыках общения с подчиненными. То что мы оба были членами этого клуба точно сказалось положительно на моем собеседовании с ним.

Конкурс импровизации на встречах клуба научит вас не растеряться и быть находчивым на собеседованиях при устройстве на работу. Когда вы много раз в клубе Тоустмастерс выйдите перед толпой зрителей и за 2 минуты ответите на каверзный вопрос ведущего, то потом ответы на вопросы интервью вам могут показаться на много проще. Этот конкурс импровизации, действительно, замечательная тренировка! Я посещала встречи клуба регулярно при поиске работы и каждая встреча мне давала все больше уверенности, хорошее настроение и много позитивной энергии.

Toastmasters - Where Leaders Are Made

Toastmasters - Where Leaders Are Made (Тоустмастерс - Это там, где становятся лидерами)

Это официальный слоган клуба, который в одном предложении объясняет главную задачу клуба - помочь каждому члену также улучшить свои лидерские качества.

Я с этим согласна на 100%. Мне клуб сильно помог и в этом направлении.

Мой роман с клубом Тоустмастерс

Когда я закончила учебу в бизнес школе BCIT летом в 2011 году, я также закончила последний из 10 проектов первого уровня Competent Communicator в своем первом клубе BCIT Sunrise Toastmasters. Тогда я даже была в совете директоров этого клуба. Мне очень хотелось, чтобы клуб продолжал свою деятельность в стенах BCIT и помог еще большему количеству студентов. После выпускного и лета в Бостоне я еще несколько раз приходила на встречи своего родного клуба, чтобы поддержать ребят, но утренние встречи клуба по будням стало сложно посещать после устройства на работу.




Поэтому я присоединилась к профессиональному клубу Just Pros Advanced Toastmasters, встречи, которого проходили по утрам субботы. Это был уже не студенческий клуб, а клуб куда приходили опытные тоустмастеры, профессиональные ораторы и владельцы своих бизнесов, для которых важно было повысить уровень и профессионализм своих презентаций для клиентов. В этот клуб обычно приходят те, кто уже закончил первый уровень клуба  Competent Communicator (первые 10 проектов). После первого уровня есть еще три профессиональных уровня (Бронзовый, Серебряный и Золотой). На этих уровнях у каждого участника есть возможность уже выбрать две книжки с пятью специализированными профессиональными проектами. Выбор этих серий с проектами очень большой. Я выбрала для себя проекты для руководящих работников (Speeches by Management) и проекты, оттачивающие навыки ведения и сопровождения дискуссий (Facilitating Discussion). Это было для меня наиболее важно и актуально. Фактически, ты выбираешь направление, в котором ты хочешь улучшить свои навыки и методично работаешь над этим.

Я тут много писала про то, на сколько полезно является членство в клубе Тоустмастерс, но также нужно еще четко отдавать себе отчет в том, что без труда не выловишь и рыбку из пруда :-) Работа над собой начинается с того, что нужно себя заставить регулярно посещать встречи клуба, а не находить причины их пропустить... такие как: ой как же хочется сегодня наконец-то выспаться, остаться дома и просто отдохнуть. Подготовка каждого проекта также занимает обычно очень много времени. Обычно начинается она с написания плана речи, иногда полной речи, а также репетиции дома перед выступлением в клубе. Но без боли нет и результатов (no pain - no gain). Я хорошо помню, что мне приходилось очень усердно работать над своими проектами, и чем тщательнее была подготовка, тем лучше выходило выступление, и в итоге лучше были оценки и отзовы от членов моего клуба.

Летом 2013 года я завершила второй уровень в клубе Тоустмастерс - профессиональный бронзовый уровень. Я была рада, что мою последнюю речь оценивал известнейший член нашего клуба,  Алан Варбуртон (Alan Warburton). Алан стал победителем конкурса Тоустмастерс в нашей провинции Британской Колумбии в этом году! Каждый член этого профессиональнного клуба уже достиг существенных высот. На их фоне мои заслуги казались несущественными, но именно в такой атмосфере и таком окружении я рекомендую оказаться каждому, кто хочет равняться на лучших!

Моя финальная речь называлась "No More!"  ("С меня хватит!"). Эта была речь с тремя очень сильными обещаниями самой себе. Одно из этих обещаний было на время прекратить ходить на встречи Тоустмастерс. По отзывам это была самая сильная и удачная моя речь в этом клубе и мне наговорили много хороших слов после нее. Эти новости, разумеется, не порадовали членов моего клуба. Но все уверены (и скорее не зря), что я еще вернусь... Об этом подробнее я, возможно, напишу еще позже...

Последний проект первого уровня - Позволь Своему Сердцу Быть Твоим Проводником.

Чтобы закончить эту заметку, как обычно, на позитивной ноте, я хочу поделиться единственной видеозаписью из клуба Тоустмастерс, которую я сделала для своего финального проекта в клубе BCIT Sunrise Toasmasters весной 2011 года. Прошло уже достаточно времени, чтобы мне было уже не так стыдно делиться этим видео :) За это время мой английский и произношение улучшились. Но всегда хорошо поглядеть на себя со стороны даже спустя столько времени. Последний, 10й проект первого уровня должен быть очень сильным и вдохновить зрителей. Моя речь называлась "Let Your Heart Be Your Guide!" ("Позволь Своему Сердцу Быть Твоим Проводником!")

Хочу я поделиться этим видео также еще и потому, что в этой рече затронуты две основные темы этого блога - иммиграция в Ванкувер, Канада и моя учеба на программе Операционного Менеджмента в бизнес школе BCIT. Почему мы поехали именно Ванкувер? Почему была выбрана для учебы именно эта программа? Что такое Операционный Менеджмент (ссылка на слова стихотворения из видео)? Эта речь рассказывает мою личную историю и предлагает зрителям последовать за своим сердцем в тот сложный момент жизни, когда, может быть, так трудно решиться сделать правильный выбор.


В следующей заметке про наши 5.5 лет в Канаде я поделюсь многими новостями и расскажу про наш процесс получения гражданства.

Я вновь желаю всем хорошего настроения, уверенности в себе, развитие внутреннего потенциала и много-много позитивной энергии!

Лена.

No comments: