Sunday, January 03, 2010

Декабрь 2009. Учеба в BCIT или о том, как можно радоваться жизни.

УРА! У меня появилось время написать новую заметку, и поэтому сегодняшний рассказ посвящается тому, что у меня это время отнимает! А именно про мою учебу в BCIT (British Columbia Institute of Technology - Британско-Колумбийский Технический Институт).

Хорошие новости - я выжила после первого семестра :). Это было нелегко, так как напряженка была очень сильной. Несмотря на это первый семестр был закончен с очень хорошими оценками и мне до сих пор очень нравится учиться!

(Мой институт BCIT. Последний день первого семестра перед экзаменационной неделей . Акция Белой Розы - против насилия в мире. 4 декабря 2009.)

Эта заметка будет интересна для всех тех, кого интересует тема учебы в Канаде, получения местного образования, переквалификации или просто адаптации к местной действительности. Ну и конечно же именно для тех, кто думает пойти учиться в BCIT. Поверьте! Это очень стоящее мероприятие!

Как всегда, сошлюсь на предыдущую заметку по этой же теме, которую я писала в мае 2009 года, так как она будет полезной для тех, кто хотел бы узнать некоторые подробности про поступление в BCIT и мои первые впечатления. (5 мая. По дороге школьной долго ты пройдешь, а там пути..., а в этой заметке много фотографий студенческого кампуса)

Эйфория от учебы в BCIT.

Начну с того, что я просто прибываю в эйфории от учебы в BCIT и лучшего слова описать это состояние, мне кажется, не найти. Я в полном восторге! Я действительно получаю массу удовольствия.

Я начала воспринимать свою учебу, как подарок самой себе или даже награду за долгие годы стремления осуществить свои мечты. Желание поучиться заграницей было у меня еще в Питере, когда я училась в университете. Поучиться заграницей через иммиграцию обходится значительно дешевле, а именно в 2-4 раза дешевле в денежном эквиваленте, не говоря уже о реальных возможностях беспроцентного кредитования от правительства и различной другой финансовой поддержки для резидентов страны.

Я обожаю BCIT и именно с удовольствием просыпаюсь каждый день, чтобы бежать на занятия. И кому-то покажется, что я лукавлю, но мне, действительно, нравится напряженка, в которую вгоняют студентов BCIT. И большинство домашних работ и проектов, которые мы делаем мне очень нравятся, и я делаю все это с большим желанием, увлечением. Иногда даже не могу остановиться и делаю что-то до 2 часов ночи. Хотя зачастую учеба допоздна в BCIT связана с тем, что на тебя нагрузили столько всего сразу, что спать уже некогда.

Загруженность студентов в BCIT.

Перейдем от слов к фактам. Сразу оговорюсь, что детального исследования я не делала, а вот только что сходила на сайт школы бизнеса при главном университете нашей провинции UBC (Univercity of British Columbia - Университет Британской Колумбии). Я нашла наиболее похожую на свою программу - 4-х летная программа Bachelor of Commerce (Бакалавр Коммерции). Моя же 2-х летняя программа при бизнес школе в BCIT - Operations Management (Операционный менеджмент - управление операциями компаний, это более узкое направление). Так вот, за 4 года в UBC студенты проходят курсы эквивалентные по времени и наполнению 121 кредитам. За 2 года в BCIT на моей программе студенты должны охватить программу эквивалентную по времен и наполнению 134 кредитам. Это же что получается? В студентов BCIT хотят за 2 года засунуть похожую 4 годичную программу университета?

Кто-то может сказать, что возможно, используются разные системы расчеты. На сколько я знаю, понятие кредитов в Канаде имеет четкое определение и эквивалентность для того, чтобы студенты могли свободно переходить из одного учебного заведения в другое, если они решат изменить свое образование или школу. В подтверждение тому, что загрузка студентов в BCIT реально высокая скажу, что в моем новом расписании начало занятий, например, во вторник в 8.30 утра, а заканчиваются классы в 5.20. После 9 часов в институте только с одним часовым перерывом мы приходим домой и садимся за уроки :) И это норма для BCIT.

Конечно же, такое количество лекций и лабораторий не каждый день. Среднее количество - это 5-7 часов с одним часовым перерывом. Программа Операционного Менеджмента самая напряженная в том плане, так как это программа с самым большим количеством кредитов в BCIT (134), то есть больше занятий за тот же промежуток времени. Среднее количество кредитов по другим программам - это 110-124 кредитов. Другими словами, программа операционного менеджмента как никакая другая эффективно учит студентов повышению производительности при ограниченных ресурсах (время), умению планировать и управлять проектами и временем.

Наши инструктора (местное название преподавателей) сказали нам еще в начале курса, что нагрузка будет такой, что вам приодеться расставлять приоритеты и эффективно планировать свое ограниченное время, так как нереально будет по всем предметам иметь хорошие оценки и придется делать выбор.

Кто не справляется, не может эффективно управлять временем и не в состоянии осилить такую нагрузку, обычно вылетает в первом семестре.

Как учеба в Канаде и именно в BCIT отличается от учебы в России.

Актуальность образования.

Что восхищает меня в местном образовании, так это то что оно действительно очень актуально. И это утверждение можно еще возвести в степень для BCIT. В процессе учебы я узнала, что этот институт создавался с намерением встретить нужды местных работодателей. То есть, именно местные работодатели и местные индустрии задают тон занятиям и набору курсов, которые проходят студенты.

Поэтому это еще раз подтверждает тот факт, что в BCIT идут именно для того, чтобы после обучения найти работу, а не получить красивую бумажку. Институт также предлагает универсальные гибкие программы бакалавра после получения 2 годичных дипломов.

Учебники.

Актуальность начинается с книг. Издания книг, которые студенты должны покупать для курсов, обычно очень и очень свежие. Книги меняются каждые 2-3 года, что гарантирует прибыль местному книжному магазину :), и конечно же, актуальность информации. В книгах приводятся как теоретические раскладки, так и привязанные к ним примеры из реальной жизни настоящих компаний или недавно произошедших событий в стране. Книжка по маркетингу начиналась с рассказов о развитии канадской компании Blackberry и последних сложностях компаний в связи с выходом на рынок дерзкого конкурента от Apple - iPhone. Книжка по микроэкономики приводила реальные примеры из недавней истории страны и объясняла, почему в стране сложности с наличием качественного жилья для аренды, почему цены на аренду жилья регулируются, и все в том же духе. Это еще недавно было очень актуально для нас иммигрантов :) В целом, за счет того, что книги наполнены реальными примерами, и у тебя в мозгу начинает по полочкам сходиться, зачем все это нужно и куда это вообще можно применить в реальной жизни, то чтение книг приносит удовольствие, и это на много интереснее, чем просто грызть гранит науки.

Про книги надо также написать немного подробнее. Здесь книги очень ценятся и поэтому стоят очень немалых денег. В то время как стоимость моего первого семестра составила 2,300 долларов, сверху этого нужно было купить книжек на 800 долларов, что при нехитрых расчетах выходит в треть от стоимости семестра. Во втором семестре нам потребовалось уже меньше книг, примерно на 450 долларов, но все равно, такие цены на книги, согласитесь, просто шокируют! Они, конечно же, просто замечательные, очень актуальные и интересные, но не за такую же цену!

В результате я уже, как настоящий операционный менеджер в душе, решила решить задачу операционного менеджмента по достижению того же результата, но при затрате меньших ресурсов, или другими словами - уменьшению стоимости моего обучения. Задачу оказалось решить довольно просто при использовании правила - чем раньше начнешь решать проблему, тем дешевле эта проблема тебе в итоге выйдет. Я начала искать сильно заранее эти книжки по различным сайтам типа Craigslist, eBay, half.ebay, locazU, saveonbook, gettextbooks, Alibris, а также сделала копии пары книг, которые были не очень важные. В итоге, удалось сэкономить 70-75%, а именно примерно 600 и 300 долларов соответственно. Начинайте искать книжки заранее и тогда сэкономите на них порядочно. Обычно же, когда уже начинается семестр и студенты приходят на занятие без книг часто случается так, что инструктор посылает студентов в местный магазин, где книги приходится покупать за полную стоимость.

Информационные технологии в образовательном процессе.

Я уже здесь писала, что меня поразила техническая оснащенность института. Бесплатный беспроводной интернет для всех студентов по всем зданиям студенческого кампуса предоставляется неспроста, а потому что зачастую учебный процесс требует от студентов довольно часто проверять свою почту, делать исследования в Интернете, забирать файлы с презентациями или раздаточные материалы с сервера BCIT (ShareOut).

(кафе в здании нашей бизнес школы)

Наша провинция Британская Колумбия как никакая другая озабочена движением зеленых, и поэтому все компании предоставляющие услуги, включая образовательные учреждения, стремятся использовать бумагу по минимуму.

Именно поэтому перед лекцией по экономике инструктор нам присылает файлы с со слайдами предстоящей лекции по почте и просит, чтобы мы либо принесли свои ноутбуки, либо напечатали эти материалы из дома. Большинство же преподавателей выкладывает все эти файлы в свои папки на сервере BCIT (ShareOut), к которым студенты имеют полный доступ.

Большинство студентов носят с собой ноутбуки или нетбуки, и во время лекции или лаборатории все достают их на парты. Многие студенты ведут записи не от руки, а печатают на компьютере прямо в разделе заметок под слайдами преподавателя.



Так как преподаватель заранее выложил слайды на сервер, то каждый студент может тут же скачать их и писать заметки под ними. Меня лично этот процесс вдохновляет на много больше, чем писанина от руки. Я помню, что в моем университете в Питере мы первые занятия учились, как сокращать слова, так как нужно было писать очень быстро, то что преподаватель нам выводил на доске. В результате, не успевали осознать, что же объясняют, так как нужно было успеть все это записать. Тут у тебя уже есть слайды. Если ты еще что-то хочешь добавить со слов преподавателя для большей ясности, пиши под ними. Тут же студенты учатся слепой печати. Если ты не хочешь ничего писать, ну и ладно! Слайды и все материалы есть на сервере, и не надо ксерокопировать конспекты одноклассников в конце семестра.

Много классов проходит в компьютерных лабораториях, где использование компьютера обязательно. Такие классы как Компьютерные бизнес системы (изучение MS Office, других программ, веб дизайна и пр.), Системный Анализ и дизайн (где нужно рисовать карты производственных процессов в MS Visio) или даже Статистика (где студентов учат, как работать с набором данных в таблицах MS Excel и решать различные задачи статистики.

Доступ в компьютерные классы есть до самого вечера. Если любому студенту нужно воспользоваться компьютером, то он может под своим логином это сделать с любого доступного компьютера. Зачастую, даже если проходят занятия другого класса в этой компьютерной комнате, инструктора не против того, чтобы не их студенты тихо сидели и занимались за компьютером на задних партах. Около 30 компьютеров есть в библиотеке на основном этаже и еще не меньше 30 на нижнем и в комнатах для дискуссий. Можно заниматься на них. Все компьютеры оснащены плоскими мониторами не меньше 19-20 дюймов. Ко всем компьютерам можно подключить USB флешку или наушники.



(Нижний этаж библиотеки для групповых занятий. В отличии от основного этажа, тут можно громко разговаривать и вместе готовиться к урокам и экзаменам. Доступно около 15 застекленных комнат со столами для переговоров с компьютерами и без. Студенты могут бесплатно снимать эти комнаты для групповых дискуссий и занятий.)


Get in the Game from Pieter Dekkers on Vimeo.

После того, как ты регистрируешься под своим логином и паролем с любого компьютера на кампусе (тоже самое можно сделать и со своего собственного ноутбука, как на кампусе, так и из дома), у тебя появляется доступ к твоему личному сетевому диску на сервере BCIT. Размер этого диска 500 мб. На нем можно хранить свои лабораторные работы, проекты, отчеты и все что душе угодно. Этот диск доступен для каждого студента, где бы он ни был. Таким же образом есть доступ из дома и с кампуса к серверу BCIT (ShareOut) с материалами от каждого преподавателя.

Также, когда задается какой-то проект или домашнее задание, чтобы его сдать, нужно просто загрузить его на сервер BCIT (ShareIn) тоже в соответствующую папку. До сих пор еще некоторые преподаватели для некоторых заданий предпочитают иметь распечатанные работы. Инструктора подчеркивают, чтобы студенты не писали от руки, так как им не удобно проверять письменные работы. Для многих классов типа Бизнес Английского, где нас учат писать деловые письма и отчеты домашние работы мы сдаем распечатанные на компьютере, но на экзамене нужно уметь извлечь информацию из описанного бизнес случая и написать письмо от руки.

По всему кампусу раскинуты станции с ксероксами и принтерами. Если студентам что-то нужно распечатать прямо на кампусе, то нужно залогиниться на любом из компьютеров либо из компьютерных лабораторий, либо из библиотеке и послать задание на печать на любой из принтеров доступных в списке выбора (есть цветной и черно-белые принтеры, в описании принтера указано, где он находится). Затем студент подходит к станции с принтером, вставляет в эту станцию свою студенческую карточку с магнитной полосой (которая внешне выглядит, как обычная кредитка с фотографией студента и его студенческим номером).


Система сообщает об остатке денежных средств на карте и выдает список задач на печать, которые были посланы на этот студенческий номер через сеть на эту станцию с принтерами. Стоимость печати 1 черно белой страницы 10 центов. Примерно такой же процесс, если студенту нужно сделать ксерокопию. На кампусе есть пара мест с автоматами, где студент может пополнить баланс студенческой карты.



Я обычно, если что-то нужно печатать, то печатаю из дома. Но очень удобно иногда иметь этот сервис на случай, если что-то нужно распечатать срочно или если что-то сделано не так, и нужно исправить и тут же сдать. Все для этого есть и продумано.

Часть домашних заданий по бухгалтерии сдается через лаборатории в интернете, к которым и студенты и преподаватель имеет доступ.



Я обожаю делать эти лаборатории. Ты сразу же можешь получить отзыв от системы, поглядеть, где ты ошибки сделал и попробовать решить ту же задачу много раз, пока ты не научишься.


Там же находится теоретический материал, которые можно изучать тут же, не отходя от кассы (не открывая книжки). Я именно так бухгалтерию и учу, на практике. А если чего не понятно, то возвращаюсь и читаю тут же в интернете теорию на примерах. Все кратко, четко и по теме.

Также домашние задания по бизнес математике и статистике делаются в интернете и опять же ты можешь делать много попыток и учиться на ошибках.

Также есть необязательные лабораторные работы по микро- и макроэкономике, также со встроенными в систему теоретическими главами.

Такое интерактивное обучение делает образование более увлекательным и не таким скучным.

Каждый студент имеет доступ к системе my.BCIT, где у него есть расписание его занятий в календаре, именной почтовый ящик, на который преподаватели присылают задания, оценки за предыдущие семестры и информация по счетам за обучение.

В Канаде оценки ставятся в процентах. 50% - это проходной бал для BCIT по всем предметам. Так как нагрузка - тут будь здоров, то от студентов даже большего не требуют. Средний же бал по всей бизнес школе - это 65%. Если у тебя средний бал по окончанию института от 80% и выше это считается тут красным дипломом. Оценка в 100% в принципе практически нереальна, так как по каждому заданию, требуемому даже субъективной оценки преподаватели имеют проверочные листы с тем, как конкретно это задание оценивать и из чего складываются баллы. Так вот всегда есть какие-то несущественные мелочи, которые снижают бал.

В этой же системе есть электронные адреса всех твоих одногрупников и преподавателей, оттуда же можно писать письма. Можно сделать переадресацию на свою личную почту.

Расписание занятий для всех студентов также доступно в онлайне на этом сайте http://timetables.bcitbusiness.ca/.

Кроме того, что каждый поток может посмотреть свое расписание, каждый студент может увидеть расписание работы каждого преподавателя, включая его офисные часы. Офисные часы означают, что преподаватель находится в своем офисе и отвечает на все вопросы студентов, которые возникли у них после лекций или лабораторий. Это общение обычно студента и преподавателя тет-а-тет. И мне очень нравится этот подход.

Таким образом, преподавателя можно найти в любой момент и решить все свои вопросы.

Мне также очень нравится, что преподаватели всегда доступны для всех вопросов по электронной почте. И они ответят тебе обычно в течении нескольких часов или максимум в течении 1-2 дней, даже если ты задал идиотский вопрос про какую-нибудь задачку, которая у тебя не получается. Такое взаимодействие с инструкторами мне очень нравится. Это учит студентов писать письма и готовит их к реальной рабочей среде.

Оплатить свои счета за образование можно также через интернет в системе myBCIT. Нужно только ввести данные своей кредитной карты. Там же отображается подробности за что ты платишь. Там же можно скачать документы для подачи с налоговой декларацией.

С этого года BCIT полностью перешел на безбумажную систему информирования и вместо писем по почте, студенты получают все письма в электронной системе my.BCIT.

На занятиях по Бизнес Системам (компьютерный класс) инструктор делал огромный акцент на важность знаний компьютера в наши дни. Подробно изучались функции Microsoft Office. Также два важных задания, которые студенты делали, как индивидуальные проекты - это изучали систему разработки блогов и веб сайтов WordPress. Каждый студент получил задание сделать в интернете пошаговую инструкцию о том, как пользоваться той или иной функцией MS Office. Для этого нужно было создать новый сайт (блог) на WordPress и научиться с ним работать. Это пример моей работы.




Также каждый студент должен был сделать на основе WordPress свое профессиональное e-Portfolio (порфорлио) в интернете. Куда нужно было разместить информацию о том, какие проекты студенты делали в институте и какие знания они от этого получили. Это было очень объемное задание, которое требовало от студентов очень широких знаний.

ePortfolio Profile from Pieter Dekkers on Vimeo.


Организованность учебного процесса.

В начале семестра каждый преподаватель обязан провести вводную лекцию о том, что ожидает студентов в этом семестре. Обсуждаются все правила поведения (типа пропуск семинаров допускается не больше 10% от всего объема), связь, где преподавателя можно найти, в какие часы, по каким телефонам. Преподаватель также обязан каждому студенту выдать содержание своего курса на целый семестр вперед либо распечатанном виде, либо (сейчас все больше и больше) в электронном виде. Что это такое?


В этом документе кроме обозначенных выше вещей вроде контактов, офиса и пр. прописаны даты, названия глав учебников и конкретные страниц к прочтению, которые преподаватель ожидает от студентов изучить до и после лекции (для тех у кого английский не очень, полезно заранее читать эти главы). Также там есть информация и даты всех домашних заданий, всех контрольных и экзаменов. То есть, фактически, студентам за много месяцев вперед четко расписывают, что им следует ожидать и к чему быть готовыми. Таким образом, студентов с самых первых дней учат смотреть в будущее и распределять свою нагрузку в течении всего семестра.

Я так вообще беру эти содержания и сразу же отмечаю в календаре сроки по всем заданиям и экзаменам красным цветом. Потом отмечаю все командные проекты по всем предметам зеленым цветом.




(красное - экзамены или домашние задания, зеленое - командные проекты или командные встречи)

Потом уже по скоплению красного и зеленого можно видеть, что какие-то недели на столько загруженные, что задания из них лучше начинать готовить на неделю раньше.

И вот, что еще вас очень должно поразить, так это контроль качества даже в учебном процессе. Помните, я писала про контроль и уровень качества услуг в магазинах Канады в этой заметке (Премудрости канадской розничной торговли или покупатель всегда прав!).

Что происходит в нашем институте? После каждого семестра, преподаватели выдают стандартные оценочные листы, которые студенты должны заполнить анонимно. Преподаватель выходит из класса и студенты отвечают на вопросы анкеты. В анкете студенты должны дать оценку преподавателю и отзывы, как сделать занятия еще лучше. Эти анкеты попадают также и к руководителям программ, которые уже смотрят на эффективность преподавателя для их студентов. Также преподаватель затем просматривает эти анкеты, чтобы улучшить что-то на следующий год.

Эх... Почему у нас такого в университете не было. Я считаю, что отзывы очень важны, как в работе, так и в общении между людьми. Именно так, можно добиваться прогрессивного улучшения.


Инструктора с реальным опытом работы в индустрии.

Все наши преподаватели кроме того, что имеют дар на пальцах понятным языком объяснять сложные вещи и сделать лекции или семинары занимательными, также обычно проработали по профессии много лет, только после этого пришли преподавать в институт. Поэтому преподавание теоретических знаний всегда сопровождается реальными примерами из их прежнего опыта работы. Слайды их презентаций в PowerPoint зачастую - это те же самые слайды и презентации, которые они показывали своим клиентам, проводя консультации по различным вопросам операционного менеджмента, таким как: улучшение бизнес процессов в компании, непрерывное повышение качества, управление эффективным количеством инвентаря в компании и пр. Ну и опять же, когда это все на реальных примерах, и видно, что это требовалось на настоящих проектах, то это все значительно ближе к жизни.

Вдохновение и воодушевление студентов.

То, что мне, действительно, нравится в наших преподавателях - это то, что они не перестают изо дня в день воодушевлять студентов. Прежде всего, с первых дней учебы нам наговорили столько всего про уникальность нашей программы и про то, какие важные навыки получат студенты в результате ее окончания, что это тут же заставило всех студентов гордиться за то, что они делают и изучают. Это, разумеется, отражается и на более ответственном отношении к учебе, осознанию важности получаемых знаний.

Как можно было бы задачки по скучной бизнес математике сделать более занимательными для студентов? В конце курса наш преподаватель придумал целую серию задач про обезьян по таким вопросам, как конвертация валют при покупке их в Африке, количество обезьян, которые нужно продать, чтобы выйти на уровень самоокупаемости, расчет простых и сложных процентов при разных условиях финансирования бизнеса от продажи обезьян и потоки денежных средств. После каждой задачки он показывал смешной видео ролик с интернет портала YouTube про обезьян, так что занятие было очень веселое. Ролики смотреть тут, самый последний - самый смешной :).

Воодушевление студентов также наблюдается и в домашних задачках, которые студенты делают через Интернет. Условие нескольких задач на сложные проценты, которые мы делали звучали примерно следующим образом: "После окончания BCIT ты устраиваешься на такую высокооплачиваемую работу, что можешь себе позволить через 2 года купить дом в ипотеку за xxx тысяч долларов. Рассчитать длительность кредитования (амортизацию ипотеки) или ежемесячные платежи". Я даже письмо написала преподавателю о том, что хотелось бы, чтобы каждый студент BCIT мог себе позволить купить дом через два года после окончания института :) Позитив и вдохновение - это очень важно!

Чтобы студентам было более интересно делать задачки по статистике, в упражнениях фигурируют реальные статистические данные. А также преподаватель сделал опрос по интернету всего потока студентов со всей бизнес школы по определенным вопросам типа роста, веса, оценок и пр. На основе этого набора статистических данных мы будем вскоре решать многие задачи статистики. Намного интереснее узнать результаты того, в чем ты сам принимаешь непосредственное участие.

На второй же неделе нашей учебы на занятие по Введению в Операционный Менеджмент наш инструктор пригласил трех специалистов из этой индустрии. Каждый гость по 15 минут делал презентацию и рассказывал, про свое образование, свой карьерный путь и про те знания, которые ему нужны для работы. После этого занятия большинство из нас еще раз укрепились в мысли о том, что мы именно в том направлении, которым хотим заниматься. Спасибо нашим преподавателям, что они делают такие грамотные привязки нашей учебы к реальной работе в будущем.


Реальные командные проекты.

Многие уже уловили мою волну восторженности, которую я испытываю от учебы здесь. Но этот раздел вас поразит, возможно, больше всего. В самой первой заметке про BCIT я писала про то, что образование здесь очень много внимания уделяет командным проектам. Это все о том, что на первых же занятиях по Бизнес Английскому нам всем рассказали о правде жизни, о том что большинство людей должны уметь играть в команде, уметь находить общий язык со своими сотрудниками для того, чтобы эффективно решать задачи компаний. Для решения многих проблем компании часто набирают команды из своих сотрудников, которые должны уметь проводить эффективные встречи, обсуждать и рождать идеи, назначать задачи на выполнения для каждого члена команды, вести учет прогресса решения проблемы.

Также в первом семестре у нас был такой классный предмет, который называется здесь Организационное Поведение. Это наука типа Социологии, которая объясняет различные поведения сотрудников организациях, причины, истоки, методы обращения и пр. Наши чувства и восприятие. Такие теории, как эмоциональная этика и искуство контролировать свои эмоции, как мотивировать работника, какой стиль лидерства использовать в разных ситуациях, разрешать конфликты, как проводить переговоры о зарплате, как улучшать производительность людей в компании, как вдохновить сотрудников на большие перемены в компании ведущие к улучшению. И все это опять же объяснялось на реальных примерах и с использованием множества классных смешных роликов с YouTube (туннельное и охватывающее восприятие, делать все наоборот) ... В разных примерах инструктора нередко фигурировал Обама и другие реальные персонажи нашей истории.

В общем, к чему это все? Уже на первой или второй неделе учебы весь наш класс из 20 человек разделили на 4 команды по 5 человек и сказали, что теперь с этого момента все командные проекты мы будем делать вместе. Командные проекты оцениваются таким образом, что все члены команды получают одну и ту же оценку, не смотря на то, сколько каждый человек из команды приложил усилий к выполнению этого проекта. И каждый преподаватель по каждому предмету стал задавать кучу всего, что нужно было теперь уметь делать всем вместе... И я вам скажу, что уметь делать что-то всем вместе, оказывается, на много сложнее, чем если ты это делаешь сам. А сделать все одному нереально, потому что новые и новые проекты на тебя сыпятся как град с неба. И нам пришлось учиться, как разделять задачи, как доверять друг другу, или как контролировать тех, кто почти никогда ничего не делал. В общем, ребята, это школа что надо!

Когда ты играешь в команде, ты также не должен, не дай Бог, оказаться самым умным или вести себя как авторитарный лидер. В команде все лидеры и все должны помогать друг другу достичь намеченный цели. Нельзя обежать друг друга. Надо уметь правильно слушать друг друга, правильно давать отзывы, разрешать конфликты. Это искусство общения. Это также умение находить общий язык.

Чтобы команды могли работать эффективно, нам преподаватели очень много давали разных инструментов в помощь и учили, как составлять повестку дня для каждой встречи команды, как составлять план последующих действий, как следить за прогрессом проектов и видеть общую картину по всем проектам, которые сейчас идут.

Первоначально всем командам нужно было составить главный документ - Устав Команды, где команда называет своем имя, свои цели существования и устанавливает оговоренные и согласованные процессы взаимодействия и контроля командной работы.

Итак, и какие же реальные проекты нам приходилось делать?

Проекты по операционному менеджменту

Бизнес случай на 4 страницы о том, что в определенной компании отдел закупок слишком много времени тратит на рутинные операции по закупкам вместо того, чтобы искать более выгодных и надежных поставщиков. Вы - команда консультантов, которые предлагаете внедрить новую электронную систему закупок товаров, которая будет доступна для каждого сотрудника компании. Таким образом, заявки на закупки будут оформляться автоматически. Составить подробное профессиональное техническое задание этого проекта для директоров компаний с указанием рамок действия проекта, требуемых шагов, оценки рисков и пр.

Мне в команде вдвоем с одним парнишкой нужно было отстоять точку зрения в дебатах (споре) против другой команды из двух человек о том, что дизайн и планировка помещения для бизнеса, который предоставляет услуги совсем не похож на планировку помещения производственного цеха. Для этого нужно было сделать эффективную презентацию в MS PowerPoint и выступить перед классом, а также после презентации оппонентов уметь задавать вопросы и отстоять свою позицию, отвечать на вопросы из зала. Наша команда выиграла с большим отрывом, что было решено по оценке громкости аплодисментов зала за одну и за другую команду.


Проекты по Бизнес Системам (компьютерный класс)

Сделать презентацию в PowerPoint на 1 минуту о том почему мы решили пойти в BCIT. Научиться записывать презентации для выкладывания их на интернет портал YouTube. Освоить функциональность MS PowerPoint.



Проект - составить документ MS Word на какую-нибудь интересную для всех тему из материалов в интернете. Правильно описать ссылки на используемые ресурсы. Освоить функции MS Word и выложить документ на сервер продажи электронных книг Lulu.com.

Проект - разработать в команде какую нибудь бизнес модель в MS Excel с исходными данными, которая могла бы выдавать какие-то динамические результаты после расчетов. Освоить функции MS Excel, научиться верифицировать исходные данные (ограничивать и поверять по условию соответствия критерий и границ), научиться строить графики, условному форматированию ячеек в зависимости от результатов и пр.

Мы разработали модель калькулятора оценок студентов с учетом весов того или иного экзамена. Модель показывала, какие средние оценки студент получил и как далек он еще от заветной цели.


Проекты по маркетингу

5 бизнес случаев, описанные на 3-4 страницы. По каждому случаю нужно было провести реальный анализ и исследование через материалы в интернете (библиотеке, газетах и пр. - но в основном вся информация искалась через интеренет). И нужно было составить подробный отчет. Каждая команда также делала 1 презентацию в MS PowerPoint и представляла свой доклад. После презентации другие студенты и инструктор задавали вопросы.

Проект 1 - Олимпийские игры приходят в Whistler. У вас там свой бизнес - Автоматическая Прачечная. У вашего бизнеса есть такие-то и такие-то проблемы. В связи с Олимпийскими играми будут такие-то и такие-то изменения. Напишите, что вы сделаете, чтобы улучшить прибыльность вашего бизнеса.

Проект 2 - Канадская компания Blackberry сталкивается с огромной конкуренцией со стороны iPhone от Apple. Сделайте анализ настоящих позиций двух компаний и составьте предложение по улучшению стратегитеческого положения компании Blackberry.

Проект 3 - Ваша компания разработала формулу нового материала для производства межкомнатных панелей, которые обладают отличными качествами для использования в отельной индустрии. Изучите конкуренцию подобных строительных материалов на рынки и составьте анализ и расчеты цены вашего нового продукты, с которой вы выйдете на рынок.


Проект 4 - Компания MooseHead (местный производитель пива) хочет занять свою нишу на рынке в провинции Квебека, где это пиво еще не продается. Изучить особенности рынка, конкурентные компании, налоговые регулирования между провинциями и прийти с решением, какой метод дестрибьюции продукции должна выбрать компания для эффективного входа на новый рынок.

Проект 5 - Школа Бизнеса BCIT довольно мало известна в нашей провинции, так как институт исторически воспринимается как технический институт. Сделать анализ того, почему это так, какие есть сильные и слабые стороны у школы. Какие маркетинговые акции и шаги должна провести школа бизнеса, чтобы занять лидирующую позицию на рынке.

По маркетингу плюс к этим командным проектам еще каждые две недели задавали индивидуальные задания, поэтому к концу курса весь наш класс уже начал тихо ненавидеть этот предмет, который отнимал столько сил, а преподаватель по нему ставил очень сдержанные оценки. Мы точно считали, что должны бы были получить более высокие баллы за такую массу работы. Тем не менее, эти проекты по маркетингу нас много чему научили. Подготовка к финальному экзамену была минимальной (4 часа с утра в день перед экзаменом), так как все было освоено в процессе непосредственного применению теорий из книги на практике.

Проекты по Бизнес Английскому

Составить устав вашей вашей команды после обсуждения в группах и согласования процессов регулирования.

Составить бизнес отчет для директоров определенной компании, которая хочет внедрить Систему Менеджмента Качества ISO 9001. Сделать правильное форматирование в MS Word.

Сделать презентацию об этом же в MS PowerPoint и сделать устный доклад всей командой по данному отчету перед классом в формате эффективной презентации.

Проекты по организационному поведению.

В командах обсудить и внести в свои командные уставы таблицы с наглядными конкретными примерами допустимого, отличного и недопустимого поведения членов команды.

Найти знакомого, который мог бы прийти на форум гостей и рассказать про свой опыт работы и как этот человек в работе решал такие вопросы как разрешение конфликтов, мотивация сотрудников, лидерство, работа в командах и пр. После проведения форума с 4 гостями, каждый из которых пришел по приглашению от каждой команды, команды студентов должны были провести анализ общения и составить отчет. В отчете нужно было отразить, как теории организационного поведения работают на практике из примеров, которые рассказали нам гости. Нужно было в группах обсудить все то, что мы услышали и провести связи и ассоциации с теориями. После этого нужно было составить профессиональный командный письменный доклад.

...

Кроме проектов, описанных выше, надо сказать, что было еще куча других командных проектов, может быть, не таких больших и не требующих так много времени. Просто обо всем в деталях не напишешь. К этим проектам прошу прибавить тучу индивидуальных заданий, как по каждому предмету описанных выше, так еще и по экономике, бухгалтерии и бизнес математике.

Я была просто счастлива, что мне не надо было хотя бы ходить на бухгалтерию, так как прошла ее еще весной и перезасчитала ее в начале семестра. Но вообще от объема работы, которую на тебя наваливают в BCIT, голова идет кругом.

И к сожалению, далеко не все члены твоей команды хотят вносить вклад в командные проекты и некоторые просто садятся на шею и ничего не делают, надеясь на то, что за них все сделают другие, а оценки они потом получат ровно такие же....

Из моей команды в 5 человек во второй семестр перешли только двое. Я и еще один отличный парнишка, Шар, с которым мы практически все проекты и делали. Двое членов нашей команды просто вылетели "не справившись с управлением объемом работ и времени". Еще же один парнишка, который стал моим другом, Кайл, перешел на программу финансового менеджмента, так как и хотел учиться на ней изначально, но не было свободных мест. Кайл старался нам с Шаром помогать изо всех сил, но ему часто была нужна помощь, так как он не очень хорошо понимал многие задачи.

В этот же раздел про реальные командные проекты надо внести очень важную информацию о будущих проектах, которые нам предстоить делать на втором году обучения. Эти проекты уже реальные в квадрате. Студентов школы бизнеса не учатся по системе Co-Op обучения. Это когда ты год учишься, потом на полгода или год тебя бросают в индустрию, и ты там учишься плавать на знаниях, которые ты уже приобрел. Потом тебя снова садят за парту и уже отшлифовывают более существенными знаниями. В бизнес школе BCIT студентов на втором году обучения бросают делать настоящие бизнес проекты в индустрии. В третьем семестре студенты операционного менеджмента 1 день в неделю не ходят в институт, а вместо этого приходят к своему заказчику и решают его проблемы. В четвертом семестре студенты делают индустриальный проект и уже проводят 3 дня в неделю у заказчика. Проекты и задачи, которые должны решать студенты обычно связаны с улучшением бизнес процессов в компании, улучшения производительности, доходности, качества (подробности смотреть тут). Так что, эти проекты как раз отображают тот опыт, через который проходят студенты Co-Op программ. Иногда бывает так, что студентов после окончания учебы нанимает та же компания, в которой они делали свой индустриальный проект.

Networking (Нетворкинг - создание сети профессиональных контактов).

В школе делают очень большой акцент на эту важную тему, создания сети профессиональных контактов. Дело в том, что в Ванкувере, рынок труда не такой большой, как в других больших городах типа Торонто. Здесь он, действительно скрытый, и работу многие находят именно через контакты. Объявления о новых вакансиях иногда даже не публикуется, потому что у кого-то из сотрудников компаний уж точно есть знакомый, который ищет работу в настоящий момент и обладает нужными знаниями.

В день открытия школы, в первый день, когда мы сели за парты и перед нами выступали наши будущие инструктора, чуть ли не каждый из них сказал в своей речи примерно о следующем.

Ребята, посмотрите сейчас вокруг себя, на тех, кто сидит рядом с вами. Это те ребята, с которыми вы будете учиться. Это те, с кем вы будете делать командные проекты. Это те, с кем вы скорее всего будете работать вместе в будущем... От того, как вы проявите себя уже сейчас в школе, зависит то, позвонит вам сидящий рядом с вами ваш одноклассник в момент, когда их компании потребуется специалист или нет. Вы будете видеть качества, которыми обладают ваши одноклассники и будете видеть на сколько они будут эффективны в работе. Вы решите, захотите ли вы работать вместе с этим студентом в будущем или предпочтете не рассчитывать на этого человека и не рекомендовать его на появившуюся позицию.

Во втором семестре разделение на новые команды было снова по выбору преподавателя, но на сей раз он учитывал пожелания студентов. В конце первого семестра каждый студент написал персональный отзыв по каждому своему члену команды. А в начале второго семестра мы написали списки с пожеланиями, кого мы хотим видеть в нашей новой команде. Неудивительно, что мы с Шаром оба написали друг друга в список тех, с кем бы мы хотели работать снова. Мы также с Шаром пообщались на тему того, что ребята, которые вылетели после первого курса с нашей команды к счастью для всех остальных студентов больше не будут никого подводить в новых командных проектах. Мы также сошлись на мысли о том, что на работу бы мы их к себе точно не взяли... Вот так вот зарождается сеть профессиональных контактов со школьной скамьи.

Наши преподаватели с кафедры операционного менеджмента тут же выдали нам список профессиональных организаций, на встречи которых нам настоятельно рекомендовали ходить, чтобы общаться с профессионалами в нашей же области, учиться новому от презентаций и также продолжать налаживать профессиональные контакты. Я уже писала ранее, что теперь я посещаю ежемесячные презентации двух профессиональных организаций для людей делающих карьеру в Operations Management (операционный менеджмент). Одна из этих организаций APICS (Advancing Productivity, Innovation and Competitive Success - Улучшение Производительности, Инновации и Успех в Конкурентной Борьбе), а вторая ASQ (American Society for Quality - Американское Общество по Качеству). У обоих на сайтах есть календари событий и новых презентаций. Есть также профессиональная организация PMI, менеджеров по управлению проектов, а также профессиональная организация менеджеров по закупкам и систем снабжения PMAC. В общем, семинаров, встреч и презентаций, по которым можно ходить и общаться пруд пруди...

Не все студенты понимают еще ценности этого общения и также боятся этого, поэтому инструктора вводят обязательные задания по нетворкингу. Одно из заданий операционного менеджмента прошлого семестра по заключалось в том, что нужно было найти профессионала в сфере операционного менеджмента и провести с ним информационное интервью. Составить грамотные вопросы для проведения этого интервью и записать важные ответы. После этого нужно было сдать отчет об этом и сделать устный отчет на 5 минут перед всем классом о главных вещах, которые ты вынес из этого информационного интервью. Кроме того, преподаватель требовал от каждого студента нарисовать схему и наброски шагов, которые студент собирается делать в ближайшие пять лет, чтобы достичь определенной цели в карьере. Вот это было очень непросто. Об этом же целую лекцию трубил нам преподаватель по Организационному Поведению подпирая все свои доводы теорией о постановки правильных целей в жизни, да и вообще в любом проекте. Всем советовал прочитать книжку "Какого цвета твой парашют"

Экзамены и как подход проверки знаний отличается от того, что у меня было в России.

В BCIT тесты и экзамены, следуют один за другим. В Канаде обучение в другом формате. Предпочитают чаще экзамены делать на меньшее количество материала, чтобы убедиться, что студент не отстает. Эффективнее это на много. Во первых, у тебя нет такого стресса, как у нас в сессию, когда нужно за неделю весь материал за семестр вдруг вспомнить и разом сдать... Также еще, тут сдаешь вот например одну третью семестра и на последующих экзаменах уже не возвращаешься к этому материалу. Разумеется,некоторые вопросы базируются на предыдущих знаниях. Но таким образом, тебя заставляют учиться во время учебы, а не в последнюю неделю. На финальных экзаменах все же иногда проверяется весь материал, но это не для всех курсов. В целом, такой подход гарантирует, что ты учишься во время семестра.

Еще что хорошо, это то, что оценка за тесты и экзамены у тебя складывается не из одного вытащенного по случайности билета и вопроса из всей теории, что прошли. Проверяются все секции пройденного материала. Так что если ты что-то не успел усвоить, то потеряешь только доли очков на этом конкретном вопросе. Я тоже это поддерживаю больше.

Ну и конечно же подавляющее большинство тестов проходит по системе выбора из вариантов ответов. Это когда, тебе задают вопрос, ты возможно ответов на него не помнишь (особенно их точного правонаписания со скидкой на то, что английский - это твой второй язык), но ты смотришь на варианты ответа и просто выбираешь наиболее похожий на правильный. Так на много легче! Так на много легче даже и самим канадцам. Но не надо думать, что это полная халява. Зачастую такая же система используется и для вопросов, где нужно расчеты делать или теории применять. Инструктора как специально в варианты ответа вносят похожие опции или даже те ответы, которые ты получил бы, если бы ты решил задачу немного по другой логике. А ты радостно отмечаешь его, думая, вот все сошлось! Все эти вопросы и ответы очень серьезно продуманы. Такие экзамены преподавателям просто проверять легче, так как все ответы вносятся в специальный табель с кружочками, который потом молниеносно обрабатывается компьютером. Таким образом исключаются и ошибки преподавателей при обработке, а также их субъективные точки зрения.

Конечно же, есть большое количество предметов, где нужно все еще писать от руки. Это прежде всего бизнес английский, где ты должен профессионально написать бизнес письмо или отчет. Также нужно по задачам по математике писать все свои выкладки и логику решения. А знаете зачем? Я обожаю эту систему! Если преподаватель видит, что в вопросе номер 8 студент неправильно посчитал результат. А этот результат потом используется для решения вопросов 9-15. То за вопросы 9-15 студент автоматически не получает минуса! Инструктор смотрит правильное ли решение и логика была использована в этих вопросах и засчитывает эти вопросы даже с неправильным ответом!

На экзамене по организационному поведению 50% экзамена был на выбор вариантов ответов, а вторая половина на ответ на вопросы 5 теорий, где нужно было нарисовать модели и схемы теорий и также потом применить теории к реальной жизни. Это все писалось от руки, инструктор хотел видеть, на сколько студент осознал все, что мы прошли. Мне написать по 2 страницы на каждый вопрос было совсем не сложно.

Обычно по каждому предмету в течении семестра 1-2 промежуточных экзамена и/или до 4 контрольных работ (что практически тоже самое, что и экзамены). В конце семестра по каждому предмету финальный экзамен. Очень часто преподаватели дают проверочные работы делать в формате экзамена, которые не оцениваются на оценки, но результаты обсуждаются в классе, чтобы у студентов создалось правильное ощущение, какого плана будут вопросы на экзамене. Некоторые особо добросовестные преподаватели еще и выкладывают для студентов примеры подобных экзаменов или пакет на подготовку к экзамену. Если ты все из пакета прорешаешь, то ты готов! Мне эта система очень нравится.

Ну и чуть не забыла, надо написать о том, что тут списывать, подглядывать к соседу и пр. уловки совсем нельзя делать. Есть экзамены которые называются Openbook exam, то есть на нем официально можно пользоваться книжкой. Таких экзаменов единицы, это в основном экзамены на знания компьютера, когда понятно, что студенты могут найти ответы через Help (помощь) или в интеренете на вопрос, как именно сделать определенную задачу. Но дело в том, что если ты не знаешь, как ее сделать, то не успеешь во время закончить экзамен. Остальные же экзамены все сдаются честно без шпаргалок, все что помнишь, то и пишешь, но чаще всего решаешь какие-то проблемы или задачи на примерах, применяя полученные знания.

Я писала, что в Канаде все строится на доверии. Стоит тебе подорвать это доверие однажды, то дурная слава о тебе пройдет везде... Поэтому никто не хочет, чтобы уже со школьной скамьи на ком-то повисло бы клеймо, что он или она еще в школе обманывал/ла.

Я помню, что однажды поймала себя на мысли на экзамене здесь, что вот бы было не плохо подглядеть в книжку в рюкзаке... Потом подумала... Чур, меня чур. Подумаешь, если ты не уверен в ответе, то ты потеряешь какие-то 1-2 балла. Как я говорила, система устроена таким образом, что проверяет полностью все твои знания, а не один вопрос, который ты тащишь на удачу.

Финальные экзамены

Экзаменационная неделя (6-11 декабря 2009) со всеми финальными экзаменами была очень жесткой. У нас было 8 курсов, и по всем им нужно было сдать финальные экзамены за одну неделю. Спасибо преподавателю по бизнес английскому, которая сделала нам экзамен заранее, в пятницу перед экзаменационной неделей. Довольно несложный openbook экзамен по бизнес системам (компьютерные классы) был тоже чуть раньше. Я также была очень рада что в понедельник у меня не было экзамена по бухгалтерии, которую я сдала на очень хорошую оценку еще весной 2009 года и перезачла. Все же остальные сдавали еще и этот экзамен.

Каждый день в 8 утра у нас был экзамен длительностью 2 часа и после этого студенты ехали домой готовиться к следующему экзамену, который был на следующее утро снова в 8 утра.



Так как экзаменов было явно больше, чем дней на рабочей неделе, то в четверг мы сдавали два экзамена в один день. Между ними было 3 часа перерыва. Кто-то просто отрубался и спал от такой нагрузки. Я продолжала пить кофе....

В 3 часа дня в четверг у нас закончился второй экзамен за день и 7й по счету из всех экзаменов, и народ повалил домой готовиться к последнему экзамену по маркетингу уже почти без каких-либо сил вообще... Все были рады, что экзамен был не в 8 утра, а в 11.30. Видимо наши инструкторы смекнули, что студенты будут уже на истощении в последний день.

Я же осталась в институте, так как в этот день как на зло там же была презентация одного проекта команды волонтеров ассоциации ASQ (American Society for Quality - Американское Общество по Качеству)). А так как я участвую сейчас в аналогичном проекте, помогая одной некоммерческой организации запустить один очень важный пилотный проект, то пропустить эту встречу было нельзя. В десять часов вечера когда я пришла домой после всего этого, мой мозг отключился вовсе, и поэтому было принято решение готовиться к ненавистному маркетингу с 6 утра. Я не знаю откуда у меня взялись силы в пятницу рано утром, но подготовка была очень эффективная и экзамен был написан очень здорово. Видимо 5 несчастных бизнес проектов по маркетингу не прошли даром.

Мой класс и мои друзья.

Ну и в заключении напишу о том, что учась в BCIT я наконец смогла сказать себе, что английский язык стал использоваться большее количество времени, чем русский язык. За счет того, что не только в школе, а еще и после нее мне приходилось общаться со своей командой, чтобы решать кучу совместных проектов и помогать друг другу с домашними заданиями.

Студенты также очень много посылают друг другу смс (текстовые сообщения по телефону, тут это называется texting). Кроме почты, ты постоянно еще переписываешься еще и по смс :) Смс тут почти на всех тарифах бесплатные, то есть тебе в отличии от звонков ничего не стоит.

У меня наконец-то появился первый не русскоговорящий друг - Кайл. Это иностранный студент из Вьетнама (иностранный значит, что у него нет статуса постоянного резидента). Так как у нас с ним в классе был самый худший английский, то только мы с ним понимали друг друга лучше всего :)


Чаще всего мне приходилось переводить для наших студентов то, что сказал Кайл, так как у него произношение было несколько хуже моего. Но он тоже мне помогал исправлять мое произношение.

Мы с ним как раз делали презентацию по операционному менеджменту вместе и смеялись над тем, что никто нас кроме нас самих не поймет, пока мы будем ее делать :)) Поэтому мы сделали большой упор на то, чтобы было много понятного наглядного материала на слайдах презентации (об этом я писала выше). Тем не менее, два ESL студента (студенты у которых английский это второй язык) выиграли у канадцев :)

ESL студенты, кстати, должны обладать хорошей скоростью соображалки, потому как в то время, как канадец читает вопрос за 30% времени и тратить 70% времени на решение этого вопроса. ESL студент обычно тратит 70% времени на понимание вопроса и у него остается только 30% на то, чтобы на него ответить.

Я очень скучаю по Кайлу, так как он перешел на другую программу, мы видимся реже, но все же продолжаем перепиваться смсками и по почте почти каждый день и встречаться, когда у нас совпадают перерывы в расписании.

Раньше мы очень много учились вместе в библиотеке и разбирали совместно непонятные вопросы. Так как он на много моложе меня, то я очень много чему его научила для того чтобы он стал более ответственен, теперь он стал меня называть своим наставником :)

Get together dinner! Ужин посвященный празднованию окончания сессии.

В пятницу, после того,как мы сдали последний экзамен, мы решили это хорошенько отметить в пиццерии.

Я всем сказала, что пить спиртное я не буду, так как иначе я отключусь и упаду тут же спать на стол. Мы были реально все вымотаны очень сильно.

Я хочу сказать, что я очень люблю всех наших ребят и мы очень сильно сдружились за первый семестр. Я слышала теплые слова от них в адрес каждого. Это потрясающее чувство.

Самые стойкие после ужина еще пошли на хоккей! Я была не в состоянии.

Пока сидели и болтали, я у всех выспрашивала, какие тут фирмы есть в Канаде туристические, которые продают недорогие путевки в теплые края. У меня было серьезное намерение отдохнуть после сессии и восстановить силы перед новым семестром.

На следующее утро в субботу меня разбудила смс-ка от одного одноклассника, который порекомендовал залезть на пару сайтов турагенств. В 5 часов вечера этого же дня, в субботу были куплены билеты в Мексику, и уже на следующий день, в воскресение вечером мы с Сашкой отправились в отпуск на 8 дней!


(пирамиды Майи в районе Чеченицы, одно из чудес света)

....но об этом, возможно, уже в других сериях :)


Всем хорошего настроения, кипучей энергии для больших свершений, тяги к новым знаниям и приключениям, и всегда замечательных подарков и наград за свои усилия и труды!!!

Лена
Post a Comment