Tuesday, June 22, 2010

5 июня. Тема медицины и здоровья, а также все про наш опыт.

Привет всем!

Начну заметку опять же с хорошей новости - как показал уже довольно продолжительный опыт прибывания здесь, вопросы здоровья приходится решать на много реже.

За 20 месяцев прибывания в Ванкувере, мы простывали от силы лишь один раз во время
нетипичных снегопадов и слякоти зимой 2009 года. Мы ни разу не простужались серьезно. Был насморк и небольшая простуда, но никогда не было высокой температуры, и мы ни разу не пропускали работу или учебу. За последний же год в нашей семье вообще никто ни разу не простыл!

В Ванкувере удивительно хороший теплый климат, а также отличная вода и экология. Воду из под крана многие пьют без кипячения. Здесь мы забыли про ржавые осадки, а также про то, что ванную надо было периодически отмывать от желтизны. Возможно, сказывается и более здоровое питание. Как еще одно подтверждение этому замечу такую вещь, что ногти здесь стали более крепкие, без каких-либо белых пятнашек и заусениц.

Расходы на медицинскую страховку

Сперва надо рассказать, как вообще медицинской помощью начать пользоваться. Прежде чем начать получать медицинскую помощь в Канаде, нужно сперва оформить и отправить заявление на основную медицинскую страховку. О том, где взять бланк для этого, и как это сделать, я вкратце уже писала в самых первых заметках (сентябрь 2008). Очень важно помнить, что в Британской Колумбии ваше страховое покрытие начнется не раньше, чем через два месяца + тот хвост месяца, в который вы приземлились. Так что, на время до получения основной страховки, вам следует иметь туристическую страховку, или же быть предельно осторожным и надеяться, что все самое плохое вас минует (что мы и сделали :) - но такой вариант не для всех!)

Кроме того, что вам нужно ждать первые два с лишним месяца, далее следует еще одно разочарование. Как многие слышали, во некоторых других провинциях Канады основная медицинская страховка для населения бесплатна. Здесь, это к сожалению, не так. Человек, живущий один, платит $57 в месяц, семья из двух человек - $102, семья из трех человек и выше платит - 114 долларов. Можете посчитать, что в год уходит очень даже немаленькая сумма.

Некоторые работодатели оплачивают не только дополнительную страховку (на зубы, очки и прочие), а также и основную страховку своим сотрудникам. В первый год нашего прибывания, когда я работала в магазине Staples, мы эту страховку не платили именно по этой причине. Как только я ушла с этой работы, нам вновь пришлось ее платить, но довольно недолго, так как я узнала о замечательной возможности, которую предоставляет правительство для людей, у которых не очень высокий доход. В первый год прибывания в Канаде обычно все иммигранты не зарабатывают $30,000 на семью, а поэтому имеют право на льготы от государства, размер которых зависит от вашего дохода:

Если семья зарабатывает в год до $22,000, тогда государство покрывает страховку полностью, и вы вообще ничего не платите. Так как мы приехали в сентябре, а работать начали в октябре, то разумеется, до конца года мы не заработали этих денег. Нужно прожить в Канаде не меньше полугода и получить оценку ваших доходов из налоговой за предыдущий учетный год (все получают этот документ от налоговой в ответ на отосланную декларацию о доходах). Так как декларацию о доходах надо подавать до конца апреля каждого года, то вы можете получить требуемую оценку уже в начале лета. А затем нужно просто отослать все требуемые документы и анкету, подробности о которых можно найти на этом сайте. На сколько мне помнится, c отсылаемыми документами также нужно приложить документ с указанием заработков за пределами Канады за прошлый год.

Самое интересное, что я об этом всем узнала спустя почти полтора года нахождения в Канаде. И не смотря на это, правительство нам вернуло деньги за прошлые месяцы, когда мы, получается, не должны были платить. И мы получили чек, который обналичили в банке.

В этом году, после того, как мы сдали снова отчеты о доходах, налоговая опять сделала нашу оценку и автоматически сообщила эту информацию государственной организации, которая занимается медицинскими страховками. Так как в прошлом году я работала с января до сентября, и Саша уже прилично раскрутился, то и доходов у нас уже стало прилично выше минимумов, поэтому с июля мы снова начинаем платить $102 в месяц за семью из двух человек.


Поэтому, как видите, все довольно устроено грамотно. Тем, кто нуждается, государство помогает.

Расширенные дополнительные страховки.

В Британской Колумбии по государственной обязательной страховке можно получать медицинскую помощь, но далеко не всю. Такие услуги как стоматология, различные массажи, физиотерапия, медицинские услуги по лечению стоп ног, глазной врач и все, что связано с выписыванием очков, а также и некоторые другие не входят в сферу покрытия обычной страховки. Поэтому за все вышеперечисленные медицинские услуги нужно платить уже отдельно из своего собственного кармана, если только у вас нет как раз замечательного расширенного медицинского покрытия. Такие дополнительные страховки вы можете получить от работодателя или от учебного заведения, в котором вы учитесь. Покрытие это может быть совсем разное. Очень часто можно выбрать уровень покрытия из нескольких планов. Какой-нибудь стандартный пакет может вам идти бесплатно. То есть, работодатель полностью покрывает его. У меня в Staples такой стандартный парке давал 70% скидки на основное зубное лечение. А также было ограничение, что страховая выплачивает не более $1,000 в год на все ваши походы к врачу. Если вы посчитали, что вам $1,000 мало, тогда часто предлагается еще пара планов на выбор, но в этом случае вы уже будете платить какую-то небольшую сумму из вашей же зарплаты ежемесячно.

Дополнительная страховка почти всегда также покрывает львиный процент стоимости приписываемых врачами лекарств. Тогда, когда у вас есть такая страховка, то нужно в аптеке упомянуть ее наличие, и вам аптека тут же сделает существенную скидку (опять же в пределах 70-100% в зависимости от плана), а оставшуюся стоимость аптека получает напрямую из страховой компании, от которой у вас, собственно, эта страховка и выдана.
Также, когда вы идете, на пример, к зубному врачу, вы опять же платите лишь небольшой процент, а остальное стоматология самостоятельно выуживает из страховой.

Иногда, некоторые платные услуги или лекарства, которые не попадают под обязательную страховку, но покрываются дополнительной страховкой, все равно полностью приходится оплачивать самостоятельно по полной программе изначально. Но после этого, можно заполнить определённую форму на возврат полностью или частично затраченных средств. Страховая в ответ на письмо с такой формой высылает чек, который можно отнести в свой банк.

Учет расходов на медицину в своей ежегодной налоговой декларации.

Я слышала такое мнение, что имеет смысл всегда иметь не 100% покрытие по дополнительной страховке, а какое-то частичное. Делается это для того, чтобы в марте-апреле каждого года списывать эти расходы на медицину со своей налоговой базы. Простыми словами – большинство расходов на здоровье, которое вы все же претерпели в минувшем году, вы можете списать, приложив к своей декларации соответствующие чеки.

Зачем это нужно? В Канада ступенчатая система налогообложения. Если вы заработали чуть больше определённой границы, то списывая такие расходы, как растраты на проездные, спорт и досуг для детей, здоровье и многое другое, вы можете спустить свои заработки на более низшую ступень и заплатить меньший процент по налогам из-за этого. Я не говорю ни о каком мухляже, это вполне закономерно, что если вы заработали больше денег, но потратили их на определенные жизневажные вещи, которые признает канадское правительство, то и понятно, что доходы у вас были, на самом деле, меньше.

Много раз также слышала, что здесь хорошо, когда в семье есть один работающий на себя и хотя бы один работающий на постоянной работе, где дается дополнительная страховка, которую обычно можно оформить на семью. Но это уже все детали и вопросы налогообложения, в которых очень неплохо каждому иммигранту хорошо разобраться самостоятельно.

Лекарства.

Мы когда уезжали из России, то набрали много всяких лекарств в основном для того, чтобы лечиться первое время, пока не разберемся с местными аналогами. Здесь мы не нашли нашего йода, и я его до сих пор использую для смазывания царапин и мелких ран. А вот, что касается всего остального, то мне кажется, тут полно всяких противопростудных препаратов, которые работают не хуже, а возможно даже лучше тех, что из России.

Что мне тут очень нравится, так это то, что при каждой аптеке обязан быть профессиональный фармацевт. Зачастую, если просто проступили сопли, кашель или еще какое-то сносное недомогание, то ты просишь поговорить с фармацевтом, он внимательно выслушивает твой рассказ про недомогание и симптомы и советует лекарство, которое можно купить без рецепта. Так мне однажды фармацевт посоветовал отличный сироп для лечения кашля, который у меня был зимой 2009, когда было очень снежно.

Некоторые лекарства выписать может только доктор. Нам никогда не требовались такие лекарства, чтобы ходить и просить доктора выписать какой-то конкретный препарат, который мы принимали еще в России, на пример. Лекарства по выписке врача мне только назначали при оказании срочной медицинской помощи (подробности описаны ниже). В любом таком случае доктор выдает рецепт, с которым ты идешь в аптеку. В аптеке тебе обычно говорят, что им требуется от 10 до 30 минут, чтобы приготовить для тебя конкретно это лекарство. Через это время, можно прийти и получить назначенные таблетки в специальной упаковочке с наклейкой, где указаны все важные данные включая имя больного, как часто и когда принимать лекарства и так далее... Иногда в аптеке даже предлагают выдать вам пейджер, который зазвонит, когда лекарство будет готово, но в этом случае нужно находиться либо в магазине, либо недалеко от него.

Эти коробочки снабжены крыжечкой, которую можно открыть только специальным способом с нажатием, что гарантирует, что маленькие дети случайно не проглотят эти таблетки.

К разным лекарствам, выписанным доктором, мне еще обычно в нашей аптеке давали распечатанную инструкцию на 2-3 листах с подробностями побочных эффектов, правилами употребления и так далее. Платить за лекарство нужно только при его получении.

Поиск семейного врача требует терпения, везения и опять же общения :)

После того, как каждая семья иммигрантов получает долгожданные карточки обязательного медицинского обслуживания, стоит записаться к какому-нибудь семейному доктору. Семейный доктор здесь для вас – это врач общей практики, который "на все руки мастер", а в сложных случаях и при конкретных серьезных заболеваниях, именно он может вас направить на прием уже к конкретному медицинскому специалисту. Называется он семейным, потому что к нему приписывают всю семью.

Поиск семейного доктора – задача не из легких. Прежде всего, очень сложно найти хотя бы какого-нибудь доктора, который принимает новых пациентов. Для поиска доктора я использовала сайт со списком докторов с рейтингами и отзывами (http://www.ratemds.com/), написанными их пациентами. На этом сайте можно выбрать интересующий город, где находится доктор, а также получить некоторое представление, на сколько доктор нравиться людям. Я составила список врачей, которые мне понравились по отзывам и местонахождению офиса, и начала позванивать их. Однако после отрицательного ответа на вопрос, а не принимает ли доктор новых пациентов обычно следовало только одно лишь уточнение - а не беременна ли я случайно... Как я поняла, самое время устраиваться к классному семейному доктору с хорошим рейтингом, когда забеременеешь :), потому что, скорее всего, в этом случае он отказать не может. В общем, такой подход поиска врача ничем не закончился, и я только порядком устала.

Успех нахождения нашего первого семейного доктора опять был результатом пресловутого нетворкинга (общения между иммигрантами в данном случае). Просто другие иммигранты подсказали, где можно найти неплохого семейного врача, который говорит по-русски и не отказывает в наборе новым русскоговорящим пациентам. К этому доктору мы на первое время и устроились, но вскоре поняли, что ездить до него нам было очень далеко (более часа) и без машины туда было тяжело добраться. Поэтому через полгода примерно мы решили поменять доктора, чтобы сократить к нему дорогу. У нас ничего не болело, просто решили сдать какие-то минимальные анализы на всякий случай, и поездив туда пару раз, возжелали этого больше не делать.

Смена семейного доктора.

Поменять семейного доктора оказалось проще простого. Мне даже не пришлось прежнему доктору что-либо сообщать или объяснять причины, по которым он нам не угодил. Согласитесь, не самая приятная тема для обсуждения.

Нового доктора помогли найти опять же друзья, которые просто сунули телефон в руки, прокомментировав, что вроде бы по нему хорошие отзывы, и как раз сейчас пациентов еще набирает, поэтому звоните скорей. Новый доктор записал на первый прием и после него просто попросил подписать какой-то листок, где уже было прописано наше желание сменить врача. Доктор уверил, что все наши прежние записи и файлы по предыдущим осмотрам и анализам будут уже вскоре доступны у него, и нам вообще не о чем беспокоиться! Переход от доктора к доктору был безпроблемный и безболезненный.

Доктор очень занят, имейте это ввиду.

Посещения врача в Канаде отличается от подобного же мероприятия в России кардинальным образом. Прежде всего, чтобы попасть к доктору нужно просто позвонить по телефону, и помощник доктора для вас назначит индивидуальное время посещения. Делается это для того, чтобы избежать очередей и в общем-то общения пациентов между собой, улучшить их опыт похода к врачу, а также чтобы провести довольно приличный поток пациентов самым эффективнейшим способом (операционный менеджмент в действии :_)). Я редко видела, чтобы в кабинет к моему семейному доктору сидело бы более двух человек.

Более того пока доктор осматривает и разговаривает с одним пациентов обычно в очень небольшой комнатке 2 на 2,5 квадратных метра максимум, следующего пациента в этот момент проводят во вторую комнату.



В этой второй комнате второй пациент может раздеться или просто подождать врача. Соответственно, доктору остается лишь курсировать между одной и второй комнатой в течении всего дня. Я думаю, что у вас может уже примерно сформироваться понимание на сколько все эти операции сглажены и продуманы, и какой объем народу один доктор за день может принять.

Да, с одной стороны такой налаженной системой можно восторгаться, но с другой стороны вы представляете, что доктор сильно занят, и на каждого пациента у него есть сильно ограниченное время. До сих пор действует система, что доктора получают свою зарплату в зависимости от количества принятых пациентов. Недавно побывав на семинаре про положение дел в канадской медицине и новые методы улучшения ее эффективности, я узнала, что это система будет меняться в будущем.

Не смотря на то, что как доктора, так и вообще все работники разных служб в Канаде, отличаются невероятным умением любезно общаться с клиентами, напряженность и ощущение того, что ты занимаешь время доктора все же присутствует. Ни раз и первый, и второй мой врач деликатно пытались завершить прием, когда я еще не обо всем успела их расспросить. И даже в кабинете у одного из врачей я нашла вот такую вот табличку, которую нужно показывать, чтобы все поверили в вышеописанное.

Вот такие вот таблички можно увидеть в кабинете врача.


"Дорогой пациент. Пожалуйста уважайте время другого пациента, ждущего в комнате ожидания, и пожалуйста обращайтесь только с двумя проблемами за раз." Спасибо за ваше содействие.

Я в последний раз посещая врача даже пошутила, что у меня ровно два вопроса и не больше 5 минут, так как надо срочно бежать на следующую встречу! :) Чтобы докторам не казалось, что они самые занятые :)))

Назначение к другим специалистам.

На этот счет у разных людей совсем здесь разные мнения, и очень многое тут зависит именно от вашего семейного доктора. Я слышала очень много жалоб, что семейный доктор не больно охотно направляет к другим специалистам и старается до последнего решить проблему сам. А иногда пациенты начинают считать, что они свои проблемы знают лучше своих докторов. Такое отношение здешних докторов тоже не особо радует. И еще говорят, что в Канаде медицина не особо старается предотвратить болезни, но зато спасут вас точно, если возникнет критическая ситуация.

Так как мы особо много по врачам не ходили, и видимо, опыт у нас все же, как всегда, был довольно положительным, я могу сказать, что мне на своего доктора пожаловаться не в чем. Куда мне нужно было попасть, я попала. Я тут даже решила заняться лечением кожи лица, и меня тут же направили к дерматологу. Согласитесь, это далеко был не летальный случай, и в общем-то внешние признаки у меня были далеко несильные. К доктору по просьбе направили сразу, правда, пришлось подождать довольно долго первого приема, а именно - около трех месяцев. Но для меня это не носило срочного характера, так как до этого я с этим жила много лет без проблем.

Сроки ожидания специалистов – будьте терпеливы.

Сроки ожидания похода к доктору-специалисту довольно продолжительные. На обычное УЗИ, на пример, могут записать за 3-4 недели вперед. Как я писала выше, мне пришлось три месяца ждать приема у дерматолога, но после того, как доктор меня однажды принял, потом уже мы с ним стали встречаться периодически довольно часто. Недавно я одну знакомую отправила к нашему семейному доктору. Ее на первый прием записали только через 3 недели. В Канаде, и особенно в Ванкувере, никто никуда не спешит :). Причем это касается не только докторов, но еще и многих других сфер услуг.

Вероятнее всего, желающих попасть к специалистам все же больше, чем их самих, поэтому мотайте на ус, какие профессии перспективные.

Мой опыт обращения в травм пункт, когда потребовалась срочная медицинская помощь в самый канун нового года.

Перед самым новым годом мы с Сашкой пошли в магазин закупаться продуктами к новогоднему столу. Это было 30 декабря, и мы планировали наготовить салатов и других вкусностей и отметить новый год вместе с друзьями. Мы не догадались взять тележку, и набрали в магазине переполненные корзины. Подняв одну такую корзину очень неудачно, я сорвала себе серьезно спину. 31-го декабря все это усугубилось на столько, что я могла с трудом ходить.

Санька меня отвез в walk-in clinic (вок-ин клиник) через дорогу от нашего дома (поликлиника, в которую можно приходить без записи, типа срочной медицинской помощи для граждан, в какой-то степени ее можно назвать травмпунктом). Когда приходишь в нее, то нужно показать свою карточку государственной медицинской страховки и записаться в живую очередь. Там нам пришлось подождать около часа, но так как сидеть мне было со всеми ожидающими довольно болезненно, то я провела все время в нашей машине лежа на откинутом кресле.

Очень милый доктор осмотрел меня внимательно и сообразил, что со мной случилось. Тут же выписал сильное обезболивающие и второе лечащее лекарство, а также назначил сделать рентген в ближайший рабочий день, а после этого еще какой-то более детальный снимок (вроде C-scan), который делают только в больнице. Ровно в 20 метрах от этой клиники у нас на торговой площади перед домом находится аптека Shoppers Drug Mart. Туда мы отнесли выписанный рецепт, и нам предложили вернуться уже за готовым лекарством через полчаса. Саша отвез меня домой, на часах было уже около 7 часов предновогодней ночи.

Так как при заказе этого лекарства по рецепту у меня спросили про наличие дополнительной страховки, а она у меня как раз была от института BCIT, то стоимость этого лекарства для меня на 80% была меньше и составила какие-то 6 долларов за оба. После того, как Санька забрал для меня готовое лекарство, и я его приняла, мне стало на много легче. Обезболивающие в Канаде очень сильные. Я чувствовала себя немного в прострации, но могла вполне уже ходить и забыла про сильные боли.


Очень порадовало, что даже поздно вечером 31-го декабря я смогла получить медицинскую помощь, что позволило встретить новый год все же не в таком плачевном состоянии :). К нам в гости пришли новые ребята, которые недавно приехали в Ванкувер, и мы провели несколько часов вместе и неплохо отметили наступление 2010-го.

После того, как спустя буквально пару дней я уже могла свободно двигаться, и в понедельник, 4-го января вообще уже пошла на занятия в институт, я поняла, что лекарства здесь будь здоров! Ставят на ноги на считанные дни. Мне было еще довольно долго не совсем хорошо, и посещение физиотерапии помогло существенно.

Один сеанс у физиотерапевта, который включал три процедуры и первую консультацию, обошелся в 50 долларов. Последующие два по $45. Физиотерапия не входит в список медицинских услуг, которые покрываются по страховке. Поэтому мы платили в этом случае сами, и потом частично это покрывалось дополнительной страховкой (50%), но уже позже, после послания формы в страховую по почте.

Именно, когда это со мной произошло, и пришлось выкладывать довольно немалые деньги за процедуры, я случайно узнала от физиотерапевта, что малоимущие могут платить за процедуры только 10$, но для этого нужно официально получать льготы от правительства. Поэтому про эти льготы мне как раз рассказали там. Об этом я писала подробно в самом начале этой заметки.

Как я отвозила соседа в ближайшую больницу Бернаби, когда он получил травму.

До Олимпийских Игр я подсказала нашим соседям (тоже недавно прибывшим иммигрантам), что будет хорошая возможность подработать на олимпийских парковках во время игр. Я пригласила соседа в BCIT, где в один из дней проходили интервью для всех желающих. Так ему удачно удалось устроиться на неплохую зарплату на позицию даже менеджера над наблюдателями за парковкой. Он был значительно старше остальных заявителей, у него был приличный опыт за плечами, а также знание 4 языков за пазухой.

Однажды возвращаясь с работы в своей голубой олимпийской куртке, он то ли подвернул, то ли сломал ступню, которую раздуло моментально, и она даже почернела. Он еле допрыгал домой на второй ноге. Он попросил нас с Сашей ему помочь.

Было уже 10 часов вечера, и ближайший травмпункт (walk-in clinic), разумеется, был закрыт. Я только что вернулась с бассейна. Саша уже лег спать, чтобы пойти рано утром на работу, поэтому это был как раз тот случай, когда можно было мне вручить ключи от машины, чтобы я довезла соседей до больницы. Мне на следующий день в институт надо было идти ко второй паре, поэтому я могла себе позволить провести некоторую часть ночи в больнице.

Мы живем в Метротауне, в Бернаби, в очень удобном месте, недалеко от всего необходимого. Так и городская местная больница находится от нашего дома лишь в 5-7 минутах езды на машине.

Мы поехали с соседями в больницу прикидывая, что проведем там не меньше трех часов в очереди ожидания приема. У нас сложилось именно такое представление, так как я много раз слышала отзывы о том, что в больницах приходится ждать получения медицинской помощи очень долго. Однако, только заприметив голубую олимпийскую куртку моего соседа, женщина в приемном покое уверила нас, что его вызовут одним из первых! Таким образом, больница проявила уважение и признание к человеку, который в тот момент работал на пара олимпийских играх, следующих за обычными олимпийскими играми.

То есть, нам, похоже, снова очень повезло. Мы просидели там около часа и то только потому, что мы не услышали, когда соседа вызывали. Я продолжала делать свое домашнее задание по бизнес статистике, поэтому этого ожидания я даже не заметила. Мы начали волноваться, что уже прошло прилично времени, подошли к окошку снова, и после этого соседа почти что сразу же забрал доктор на осмотр.

Оказалось, что сосед повредил сильно связку ступни. Ему бесплатно оказали первую медицинскую помощь, выписали лекарство, и также предложили купить костыли за $20, чтобы облегчить себе передвижение. В общем, все закончилось благополучно. Я отвезла всех назад домой. А на следующий день сосед на костылях даже доковылял на работу, где его с уважением поддержали и просто особо не напрягали последующие дни игр, до конца которых оставалось лишь 3 дня.

Таким образом от посещения больницы у меня остались только положительные ощущения, все было сделано быстро, грамотно и профессионально.


Завершая эту длинную заметку хочу немного изменить стандартное заключение всех своих заметок и пожелать не хорошего настроения, а все же хорошего здоровья для всех, и чтобы травмы и несчастные случаи тоже не случались бы в вашей жизни.

Будьте здоровы! :)

4 comments:

BCNovice said...

Cспасибо за заметку, обязательно ждем продолжения, хотя бы немного чужого опыта для себя... Спасибо за все вашт мысли

Philipp said...

Спасибо, полезная информация. :)

Unknown said...

Привет ребята! Подскажите, пожалуйста, Вы случайно записались не к Елене Воробейчик в Бернаби? А то я ходил В бернаби Медикал Централ на Kingsway но ресепшионист сказала мне что она никого не принимает, набрала пациентов. Может у Вашего доктора можно консультацию получить? Или может знаете какого-нибудь доктора, который набирает новых пациентов. Care Card должны прислать в начале сентября. Без нее можно к врачу попасть или придется ждать Care Card. Есть только страховка на первые 3 месяца:) Спасибо

freesunny said...

Константин, нет мы не у Воробейчика. К ней, говорят, можно попасть только через рекомендацию, и то, даже с ней надо долго стоять на очереди на первый прием, пока не освободятся места.
Наш доктор сейчас в отпуске.
Самое верное - пойти в walk-in clinic - еслину что-то приспичило. Обычно там принмают по carecard, но думаю, что ваша туристическая страховка тоже должна как-то работать. Спросите на рецепшине там. Не болейте!